7 сентября 1843 г., после разрешения свободно учреждать пароходства по всем рекам, в Петербурге Д.И. Кейли, М.П. Кирилловым и Д.М. Полежаевым было основано пароходное общество «По Волге», «…с целью правильного и срочного сообщения приволжских губерний с портами Каспийского моря…», как это было закреплено в Уставе общества. В 1846 г. у общества появился первый пароход «Волга»: его привезли из Голландии в разобранном виде и собран в России. Уже в первый год пароход принес 40 000 рублей дохода при эксплуатационных расходах в 27 000 р.: он удостоился похвального отзыва в приказе главноуправляющего путями сообщения П.А. Клейнмихеля, что было большим достижением для основателей волжского пароходства.
В начале 1880-х гг., испытывая трудности в области организации грузовых перевозок из-за большой конкуренции со стороны других пароходств, пароходное общество сократило свой буксирный флот и основное внимание обратило на пассажирские перевозки.
Пароходное общество «По Волге» перевозило товары и пассажиров, обеспечивая речное сообщение волжских городов, в том числе и Нижнего Новгорода. Значительная часть пароходов общества была построена на Сормовских заводах.
В Центральном архиве Нижегородской области хранится документ «Сведения о мощности и грузоподъемности флота торгово-промышленного и пароходного общества «По Волге». На навигацию 1916 г. в нем перечислены 26 пароходов, 11 теплоходов, 103 баржи, 25 нефтекачек и 2 дербакадера.
С документами архивного фонда «Пароходное общество „По Волге“», пользователи могут ознакомиться в читальном зале ЦАНО по адресу: ул. Студенческая, 15.