Приближается новый учебный год, и редакцию «НР» буквально разрывают звонки наших многочисленных читателей. В преддверии 1 сентября многие из вас хотят знать, как без лишних затрат собрать ребенка в школу или где можно приобрести качественные школьные товары. Самым злободневным является вопрос частичной ликвидации групп продленного дня. Нижегородские родители недоумевают: куда и почему из школы вдруг удалилась продленка?
ПРОДЛЕВАТЬ БУДЕТЕ?
— Мы в этом году идем в первый класс — забот в связи с этим и так предостаточно, а тут нам еще на родительском собрании во всеуслышание объявляют, что в продленку смогут попасть далеко не все дети. Так, из трех начальных классов, в каждом из которых по 20 с лишним человек, сформируют всего лишь одну группу на 25 детей! Для большинства родителей это шок — что делать, не знаем. Или с работы увольняйся, или нанимай специально обученного человека, который будет ребенка из школы забирать и уроки с ним в наше отсутствие делать, — сетует мама первоклассника Валентина Березина из Сормово.
Кстати, такого рода услуги у нижегородских родителей сейчас крайне популярны. Из-за того, что групп продленного дня с каждым годом в школах становится все меньше и меньше (сами школы объясняют подобные сокращения отсутствием финансовых возможностей), так называемых «сопровождающих» (людей, которые забирают ребенка из школы) становится все больше и больше, разве что вопрос с уровнем их «специального обучения» остается открытым. Зачастую подобным бизнесом занимаются просто частные лица, не имеющие никакого образования, да и благонадежности.
При этом платную продленку смогут потянуть далеко не все мамы и папы, а сам формат времяпрепровождения в этих группах вызывает немало вопросов. Так, родителям не нравится, что с детьми в группах продленного дня теперь не делают домашние задания.
— Не хочу называть номер школы, потому что ситуация на самом деле повсеместная: с родителей требуют деньги за то, чтобы в продленке с детьми делали домашние задания. Мне директор лично сказал: хотите, чтобы с детьми уроки делали в продленке, давайте заключим дополнительный платный договор! В итоге забираю сына вечером, и до ночи делаем домашние задания, — поделилась проблемой с «НР» мама второклассника Наталья Беликова.
ДЕЛО — ВАШЕ
А вот как комментируют сложившуюся ситуацию, что называется, на высоком уровне.
— Согласно закону Федеральному закону «Об образовании» выполнение уроков с ребенком относится к образовательным услугам. Перед каждым новым учебным годом родители самостоятельно выбирают группу продленного дня — с включением дополнительных платных услуг или без них. Федеральный закон рассматривает группу продленного дня как форму внеурочной деятельности учащихся. Причем ее реализация возможна в двух вариантах: как продолжение учебного процесса или так называемая деятельность по присмотру и уходу за ребенком. Если это продолжение учебного процесса, то продленка в обычном понимании, как мы ее представляем — это оказание помощи ребенку при выполнении домашнего задания, а также прогулка и питание. Но и в этом случае она не является абсолютно бесплатной, поскольку за питание, а это обед и полдник, родители все равно платят. Исключение составляют только семьи, имеющие право на льготы, — поясняют в департаменте образования Нижнего Новгорода.
Отметим, что в школе сегодня могут быть организованы самые разные платные и бесплатные занятия во внеурочное время: бальные танцы, ритмика, робототехника, бассейн, рисование, лепка и прочее-прочее. Цены в группу продленного дня зависят от того, какие именно платные услуги предлагаются. Например, если это урок фортепиано, то он предполагает индивидуальное занятие и определенную стоимость. Если мы говорим о групповом занятии по изучению английского языка, то это уже другая, более низкая цена.
При этом оплата за пребывание ребенка в платной группе продленного дня не определяется директором школы самостоятельно. На каждую школу, предоставляющую услугу, равно как и на каждую группу продленного дня выходитпостановление, предварительно просчитанное и проверенное на обоснованность сумм оплаты департаментом экономики. В прошлом году стоимость платной услуги в школах областного центра варьировалась от 900 рублей до 4000 рублей.
КАДРОВ НЕ ХВАТАЕТ!
Что касается этого года, то с окончательной стоимостью всевозможных дополнительных занятий еще не определились, зато по итогам предварительного комплектования, в школы города придут более 122 000 детей (для сравнения, в 2016-2017 учебном году обучалось 120 546 детей).
При этом в образовательных учреждениях в новом учебном году будут трудиться 24,5 тысячи сотрудников — казалось бы сумма огромная, однако педагогов из них всего 7294 человека. Для города-миллионника цифра явно недостаточная, поэтому кадровую проблему на протяжении последних лет приходится решать как простым школам, так и престижным лицеям и гимназиям. В этом году число нижегородских первоклашек заметно выросло, первых классов набрали больше и учителей не хватает еще сильнее. Школы выкручиваются, как могут. Гдето уговорили не уходить на пенсию педагогов в возрасте, где-то смогли вернуть в школу своих же бывших преподавателей, работавших в другом месте. А порой второклашек отправляют учиться во вторую смену, и педагог ведет уроки сразу и у первого, и у второго класса.
Есть и более печальные примеры: учебный год начался, а вести уроки некому, и в итоге детей временно учит библиотекарь. Не хватает не только учителей начальной школы. Нет в достаточном количестве и предметников — преподавателей иностранного языка, физики, географии. Что нужно для того, чтобы «заманить» педагогов в школы?
— Пожалуй, изменение подхода к профессии учителя на федеральном уровне, — говорит бывший учитель математики Вадим Скворцов. — Зарплаты маленькие, существующие надбавки — это «игрища»: одним категориям прибавляют за счет того, что у других категорий учителей надбавки убирают. Чтобы учителю выйти на хорошую зарплату, нужно столько брать на себя сверхурочных, что семья забудет, как ты выглядишь. Именно поэтому я в 33 года решил сменить профессию. Кроме того, педагоги завалены бюрократической работой: справка на справке, отчет на отчете — помимо тетрадей! Да и авторитета у педагога все меньше: родители, чуть что, готовы бежать в суд, школьники это чувствуют и все больше манипулируют учителями, хамят, распускаются. Молодые учителя понимают все это очень быстро. И пока эта система не изменится, преподавателей в школе больше не станет.
АЛЕКСАНДРА МАХЛИНА, АЛЕНА ПАНИНА
Фото: ФОТО: ЕЛЕНА ВАЛОВА, «НР»