Быстрее
Поступательное строительство физкультурно-оздоровительных комплексов оставалось одним из, как это сейчас принято говорить, трендов в Нижегородской области в 2013 году - и останется таковым и впредь. Кажется, нет ни одного более или менее населенного пункта в регионе, который мог бы укрыться от этого, как уверяют власти, блага. Которое, на самом деле, при желании можно расценивать едва ли не как повинность. Повинность навроде оброка или барщины в крепостные времена. Или распределения на постой княжеской дружины обязательным порядком, когда хочешь не хочешь, а на местах приходится кормить навязанных свыше дармоедов.
Идея проста: ФОКи официально признаны региональной властью панацеей от физической немощи и слабого здоровья населения, а также и от преступности. В том смысле, что занятия физической культурой отвлекают молодежь от бесцельного шатания по улицам и совершения преступлений.
Отсюда и официальная причина повсеместной постройки ФОКов: власть борется за преодоление негатива и утверждение позитива. Цель это, безусловно, благая. Однако тяжесть ее достижения ложится на власти на местах. А строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, конечно, не является единственным решением, есть и другие. В том числе, как кажется, более простые - и менее затратные. Однако власти выбрали именно такое решение - и последовательно его реализуют. Почему?
ФОКи строят областные власти. А содержат - власти районные. Изначально областные власти обещали брать на себя расходы по содержанию физкультурных комплексов - однако на деле ФОКи содержат местные бюджеты. Отказаться от уготованного тебе ФОКа местным властям, каков бы ни был их прохудившийся бюджет, по сути дела, невозможно. Да и просто, так сказать, некрасиво: того и гляди спросят, уж не против ли ты оздоровления нации или сокращения подростковой преступности?!
Уклониться от строительства на своей территории физкультурно-оздоровительного комплекса удалось на сегодняшний момент из районных центров Нижегородской области только Выксе. В конце прошлой недели стало известно, что взамен ФОКа, который там были намерены построить и который, как выяснилось, городу явно не нужен, поскольку здесь уже, к примеру, есть готовый 55-метровый бассейн в пику 25-метровому бассейну типового ФОКа, выксунцы получат арену с искусственным льдом. И, может быть, футбольное поле.
Уж не знаю, повезло выксунцам или нет. Ясно только, что у областных властей все под контролем. Стоимость строительства арены с искусственным льдом составит 200 млн рублей. 200 миллионов - туда, 450 миллионов - сюда… Кто их считает? Кто контролирует?
Дотошные люди из тех, кто любит задавать вопросы, на которые власть отвечать не любит, уверяют, что весь смыл фокизации региона - в самом процессе строительства. От которого якобы не столь сложно при желании уводить куда-нибудь в сторону финансовые ручейки.
Выше
Не поймите меня неправильно: я тоже за оздоровление и просветление. И вообще за позитив. Просто опыт жизни в современном российском государстве приучил меня к скепсису. И к тому, что слова властей не всегда совпадают с делами. А за благими намерениями могут крыться - и так, увы, очень часто бывает - намерения какие-нибудь другие.
Ходят настоятельные слухи о том, как вообще на свет появились ФОКи как идея и принцип. И эти слухи гласят, что идея физкультурно-оздоровительных комплексов зародилась не где-нибудь, а в… «Газпроме».
В свое время, в 2009-м году, я был соавтором книги об этой уважаемой корпорации. И видел, насколько в «Газпроме» гордятся своими социальными завоеваниями. Которые, конечно, касаются исключительно работников компании. Компании, которая сама по себе едва ли негласно не рассматривает саму себя как государство в государстве - со всеми вытекающими последствиями этой обособленности, включая особенности финансовые, социальные и бытовые.
То, что делается в «Газпроме», - это дело «Газпрома». Однако случилось так, что один из председателей совета директоров компании Дмитрий Медведев пошел на существенное повышение и стал в итоге главой российского государства.
С его точки зрения, транслировать положительный опыт корпорации, которой он руководил, на всю страну, которой он стал руководить, было естественным шагом. Отсюда можно проследить вектор: физкультурно-оздоровительные комплексы, задуманные в «Газпроме» давным-давно и давным-давно реализуемые как корпоративная фишка (как услуга для членов корпорации, имеющих своеобразный «социальный паспорт» «Газпрома») стали моделью для трансляции по территории страны в целом.
Особенно привлекательной эта модель должна была показаться тем губернаторам, которые в той или иной степени контролировали строительство и строительные корпорации. Строить - это всегда прибыльно. Об этом вам скажет любой девелопер, в том числе и такой бывалый, как, скажем, Олег Сорокин.
Так или иначе, но модель физкультурно-оздоровительных комплексов пришлась ко двору в Нижегородской области. Дмитрий Медведев уже давно не глава «Газпрома» и уже давно не президент Российской Федерации, но ФОКов в Нижегородской области все больше и больше. Их уже 27, а судя по словам губернатора региона Валерия Шанцева, в 2014 году будут построены физкультурно-оздоровительные комплексы еще и в Арзамасском, Починковском и Городецком районах.
Сильнее
Легко ли содержать ФОК? Радуют ли ФОКи районы? Нужны ли они им?
Вот пример очередного ФОКа Нижегородской области, уже 27-го по счету. Этот физкультурный комплекс должны со дня на день официально открыть в городе Кстово (на самом деле, не дожидаясь официального открытия, он уже работает с конца декабря) - намеченное на 19 января тожественное открытие откладывается, судя по всему, из-за графика главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова: нефтяная компания в долях (судя по словам директора Кстовского нефтеперерабатывающего завода и главы города Кстово Алексея Коваленко - в равных) с правительством Нижегородской области финансировала строительство ФОКа города нефтехимиков.
Минувшим летом, когда кстовский ФОК уже обретал предметность, однако пока еще его открытие рисовалось в тумане, на местном, кстовском телевидении транслировали интервью одного из городских руководителей, который утверждал: тяжесть финансирования физкультурного комплекса должна лечь исключительно на региональный бюджет, городской бюджет города Кстова будет от этого по возможности избавлен.
Любопытно, что при этом не обсуждалась сама целесообразность строительства в Кстове ФОКа. То есть проблемы, которая все-таки была поставлена к концу года в Выксе: ведь уж кто-кто, а именно Кстово не может пожаловаться на отсутствие спортивных мощностей. И если в Выксе - бассейн, то в Кстове - Академия самбо. В которой, кроме всего прочего, тоже есть бассейн.
Прошло всего полгода. И в декабре депутаты кстовской городской думы приняли бюджет на будущий год. Бюджет оказался в духе времени - то есть непростым: ни одно из территориальных образований сегодня не может похвастаться беспроблемной, к примеру, бездефицитной казной. Одна из статей расходов кстовского городского бюджета на 2014 год однозначно гласит: 10 миллионов рублей должны пойти на содержание физкультурно-оздоровительного комплекса.
Таким образом, иллюзии того, что ФОКи будет содержать бюджет региона, а не местные бюджеты, оказались окончательно развеяны. Скептики и циники, наученные горьким опытом, могут объяснить это по-своему, просто: это все потому, говорят скептики, что содержать физкультурно-оздоровительные комплексы накладно. А строить - выгодно. Поэтому кто-то строит, а кому-то достается обязанность построенное содержать.
Все это было бы необязательными и посторонними рассуждениями, если бы ФОКи тут и там были с энтузиазмом востребованы народом. Если народу, нации, стране это нужно - какая разница, кто несет расходы?
Статистика, которую приводит по этому поводу областное правительство, очень оптимистична. Согласно этой статистике, «строительство ФОКов принципиально меняет социальную ситуацию в районах». Релизы пресс-службы правительства региона утверждают, что в населенных пунктах, где уже работают физкультурно-оздоровительные комплексы, число занимающихся физической культурой и спортом увеличивается более чем на 40%, а подростковая преступность снизилась почти в два раза.
Если эти данные верны и справедливы, то игра, разумеется, стоит свеч. Но есть при этом как минимум один момент: нужно ли все-таки перекладывать тяжесть содержания ФОКов с региональных плеч на и без того небогатые бюджеты?
Нет-нет да и доносятся с мест, где уже работают 26 региональных ФОКов - а они построены в Княгинине, Сергаче, Семенове, Лыскове, Первомайске, Перевозе, Кулебаках, Урене, Шахунье, Богородске, Балахне, на Бору, в Дзержинске, Шатках, Воротынце, Арзамасе, Володарске, Сокольском, Павлове, Лукоянове, Красных Баках, Шаранге, Ардатове, Кстове, Ленинском, Канавинском, Автозаводском районах Нижнего Новгорода, - слухи о том, что комплексы пустуют. Что местное население не всегда «тянет» цены на услуги ФОКов. Что о прибыли в целом говорить нельзя - а это значит, что нагрузка на местные бюджеты в ближайшее время не слишком ослабнет.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев признает существование этой нагрузки, но считает ее справедливой. На прошлой неделе он высказался по этому поводу следующим образом: «Что касается развития ФОКов в регионе, то они неслучайно переданы муниципалитетам. Мы забрали у районов и городов функции в сфере здравоохранения, образования, то есть затрат на себя взяли больше. Часть средств у муниципалитетов высвободилось. Поэтому область готова строить ФОКи на условиях софинансирования 50/50».
Для себя я отмечаю слово «строить» при отсутствии слова «содержать». То есть, расходы бюджетов местного и регионального на строительство будут в равных долях. Содержать же будет один только местный бюджет.
Далее губернатор достаточно категорично подчеркнул, говоря, по сути, за других: «Районы готовы вкладываться». И продолжил вектор на будущее: «В 2014 году будут построены ФОКи в Арзамасском, Починковском и Городецком районах».
Честнее
Еще раз хочу подчеркнуть, что я - за все хорошее: за развитие, здоровье, позитив. Но у меня как у человека и гражданина есть несколько замечаний, или, если хотите, реплик.
Первое, что я хотел бы для себя уяснить со всей возможной определенностью, - это вопрос об эффективности ФОКов. Насколько они действительно нужны Нижегородской области? Ведь, вероятно, вопрос о массовых физкультуре и спорте можно решать какими-то иными, возможно - более проверенными временем способами. Скажем, путем развития спортивных секций, как взрослых, так и - прежде всего - подростковых, как это было еще в советские времена. Помните - «Кожаный мяч», «Золотая шайба»?
Все это приводило не только к высоким достижениям в «спорте высоких достижений» - например, к тому, что на протяжении почти дух десятков лет нашу отечественную сборную по хоккею никто в мире не только не мог обыграть, но и, по воспоминаниям игроков того времени из разных стран мира, нашу сборную откровенно боялись. Нет, дело не только в этом. Спорт в Советском Союзе был действительно массовым. И никаких ФОКов для этого не требовалось. Нужна была только развитая сеть спортивных секций, построенные в каждом дворе хоккейные коробки и спортплощадки, бесплатные занятия для детей и подростков.
Где все это сейчас? Увы…
Тогда система работала и приносила свои положительные плоды. Стоит ли отказываться именно сейчас и именно от этой системы, заменяя ее физкультурными комплексами? Вот что нужно было бы обдумать и вынести решение. Решение, которое по большому счету, должно было бы вынести само общество, а не власти в кулуарах, руководствуясь при этом какими-то смутными и неясными для общества мотивами.
Пока мы видим, как по городам и весям региона строятся десятками ФОКи, и верим властям, что эти растущие как грибы тут и там ФОКи эффективны, фактически на слово. Однако, может быть, возможны и более эффективные решения. Вопрос здесь упирается в объективную статистику и взвешенный анализ, которых сегодня явно не хватает. Причем - во всех областях и сферах жизни, не только в массовых физкультуре и спорте. Нужно заняться этой статистикой и этим анализом, благо физкультурные комплексы существуют в регионе не первый день и уже есть одобренный и узаконенный временем материал и для статистики, и для анализа, и для взвешенных выводов.
Второй момент: необходимо четко определить, насколько местные бюджеты готовы содержать дорогостоящие ФОКи и не становятся ли физкультурные комплексы где-либо чрезмерно тяжкой обузой для местных бюджетов. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что мы, все-таки, переживаем трудный финансово-экономический период и каждая статья расходов в местных бюджетах должна быть предельно убедительно мотивирована. Областная власть озабочена оздоровлением населения - прекрасно. Но, может быть, тогда где-то ей следует и взять на свои плечи тот груз, который связан с этой заботой? Построить и бросить на содержание небогатым районам представляется пока не слишком оптимальным решением.
И, наконец, третье - и главное. Мне кажется, что вообще все вопросы и несостыковки на территории региона (так же, как и на территории страны в целом) упираются в одну большую проблему. А именно: власть не желает вступать в диалоговые отношения с обществом, принимая решения единолично, ни с кем не советуясь.
По моему мнению, столь масштабный проект, как тотальная фокизация нижегородского региона, нуждается как минимум в общественной дискуссии. Однако мы не имеем на данный момент никаких признаков ни общественного обсуждения, ни привлечения экспертных оценок по этому поводу, ни выражения общественного мнения - как на местах, так и в региональном центре. По сути, нет и никаких признаков того, что власть хотела бы к мнению людей прислушаться.
Именно отсутствие диалога власти и общества представляется на сегодняшний день главной российской бедой. И ситуация с ФОКами, их нужностью и эффективностью, реальной или мнимой, - только частный пример этой взаимной глухоты и немоты.