Виктор Васильевич Палагин - признанный руководитель, мастер выстраивать производственные отношения, личность, внесшая достойную лепту в историю Борского района и отечественного судостроения
Завод - судьба и призвание
Его родители были речниками, так что сам он - потомственный речник. Вместе с отцом,- Василием Петровичем Палагиным, в военном 1942-ом, он, 15-летним мальчишкой, стоял на вахте штурвальным на буксирном пароходе «Челюскинец». В самый разгар Сталинградской битвы пароход работал на Сталинградской переправе.
Потом был Самарский судоремонтный завод, где до окончания Великой Отечественной вместе с деталями по судоремонту он точил детали для снаряда «Катюши» и кокили для литья мин.
Так начинался жизненный путь кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета», Почетного работника речного флота РСФСР, Почетного гражданина Нижегородской области, Заслуженного теплоходца, ветерана Великой Отечественной войны, директора завода «Теплоход» с 1964 по 1979 годы, Виктора Васильевича Палагина.
В разное время, но с одинаково большим успехом он возглавлял Центральное конструкторское бюро Министерства речного флота в г. Горьком, Научно-исследовательскую лабораторию испытания материалов, работал в Венгрии. Но главным фактом в его судьбе стала работа на заводе «Теплоход», которому он посвятил 25 лет своей жизни, был директором предприятия на протяжении пятнадцати лет.
В своей автобиографии он напишет: «Заводу и заводчанам отдал сердце и душу. Завод «Теплоход» - это моя судьба. Завод «Теплоход» - это мое призвание». И в этих словах нет ни доли лукавства.
Лучшее предприятие в речпроме страны
- В 1964-ом он принял завод в тяжелейшей экономической ситуации, но смог вывести его на правильный курс, - рассказывает В.П. Елисеев, ученик и последователь В.В. Палагина, директор «Теплохода» с 1989 по 2001 годы. - В тандеме В.В.Палагин (директор) и Н.П. Полынин (главный инженер, позднее - директор) завод увеличил объем выпускаемой продукции вдвое, было построено 12 земснарядов и почти тысяча плавучих кранов грузоподъемностью 5 и 16 тонн, проведена реконструкция цехов и всего энергетического хозяйства.
Без преувеличения, в этот период завод стал ведущим предприятием речного флота страны. В перечне выпускаемой продукции - стальное и чугунное литье, кузнечно-прессовые поковки, электроды, паровые котлы, плавучие дизель-электрические штанговые скалоуборочные земснаряды, плавучие дизель-электрические краны грузоподъемностью 5 и 16 тонн, сменно-запасные части для двигателей внутреннего сгорания и плавучих кранов.
- Нас проверяли ревизоры, самые разные комиссии, вызывали на проверки в министерства, но никогда никаких серьезных замечаний не было, - вспоминает Анатолий Иванович Зайков. - «Теплоход» был флагманом речного флота, мы всегда завоевывали призовые места в социалистическом соревновании среди предприятий речного флота.
На долю завода приходилось 85% общесоюзного производства речных плавучих кранов. Теплоходские краны работали практически во всех бассейнах страны. Более того, «Теплоход» являлся единственным Союзе предприятием, изготавливающим плавучие 16-тонные краны.
- В системе речного флота было 122 промышленных предприятия, - рассказывает В.П. Елисеев. - 121 из них входило состав пароходств, и только завод «Теплоход» подчинялся непосредственно министерству. Поэтому когда в Москву приезжал директор «Теплохода», к нему относились как к начальнику пароходства.
А у нас, на Бору
А на Бору, на его родном заводе, его не просто уважали. Его любили. Он знал, как зовут по имени-отчеству практически всех рабочих (а на заводе в тот период работало более трех с половиной тысяч человек), здоровался с каждым за руку. Он никогда не позволял себе обидеть кого-то словом, даже интонацией. О его порядочности, интеллигентности, умению уважать людей и сегодня говорят те, с кем рядом он работал более 30 лет назад.
Из воспоминаний ветеранов завода:
Виктор Федорович Балдин:
- Он уходил домой только с завода. Даже если весь день он проводил в Нижнем на совещаниях, он из министерства возвращался обязательно на завод и часов до восьми вечера в его кабинете каждый день горел свет.
Василий Николаевич Бычков:
- Он никогда по территории завода не ездил на машине, всегда ходил пешком, потому что это очень скромный человек.
Антонина Павловна Гаврилычева:
- По субботам и воскресеньям он обходил все цеха, и когда в понедельник в 8 утра начинал оперативку, знал всю обстановку на заводе, и, выслушивая нас, уже имел свое мнение, что на каком участке надо сделать и как сделать, где информация докладчиком немного «подретуширована», а где она действительно объективна.
Анатолий Иванович Зайков:
- Всегда во всех производственных вопросах добирался до самой сути. Будучи начальником планового отдела, я часто предлагал ему подготовить какие-либо документы, но он всегда отвечал: «Ты мне сначала все выкладки дай, я сам прежде должен все посмотреть, проверить, оценить».
Александр Иванович Жебряков:
- С начальников цехов спрашивал строго, но при людях обидеть - этого себе не позволял, их авторитет перед рабочими всегда поддерживал. Да и к рабочим относился всегда уважительно, каждого знал, как по имени-отчеству зовут.
Валерий Сергеевич Шабанов:
- Такого не было, чтобы за спиной сказали о Викторе Васильевиче что-то плохое. Его просто не за что упрекнуть, это очень честный, очень порядочный директор завода.
Альберт Константинович Усов:
- До сих пор вспоминаю первые годы моей работы, я был в тот период рядовым конструктором. В один из моментов нужно было срочно подготовить документацию по разборным кранам, которые отправляли в Сибирь. Я задержался на работе, и возвращался домой часов в восемь-девять вечера с папкой документов и чертежами. Была зима, на улице темно. Мне неожиданно пересек дорогу наш директор. Он остановил меня, окликнул по имени-отчеству: «Альберт Константинович, девять вечера, а ты еще домой с документами идешь? Ну, ты молодец!», - и пожал руку.
Это была высшая похвала моей деятельности на заводе. Уже потом был производственный рост, но то одобрение и уважение, высказанное мне, рядовому конструктору, я помню и ценю до сих пор.
Татьяна Викторовна Оленева, дочь:
- Я готовилась после окончания школы поступать в институт, но решила, что буду учиться и работать. Отец жалел меня, возражал: «Учись, наработаешься еще!». Но у меня сомнений не было, и когда папа ушел в отпуск, я, в тайне от него, устроилась в инструментальный цех «Теплохода» распределителем работ.
Это была одна из самых низших должностей на заводе, но я знаю, что отец тогда был горд за меня: это был мой первый самостоятельный поступок и моя первая попытка быть достойной дочерью своего отца.
В ответе за город
Завод старше города на 27 лет. «Теплоход» стал для Бора градообразующим предприятием. Жилищным строительством формировал центр города, создавал его инфраструктуру, был кузнице руководящих кадров.
И поэтому далеко не случайно Палагин на протяжении 17 лет был членом Пленума и членом Бюро Борского Городского комитета Партии, депутатом городского Совета, 4 года - депутатом Областного совета Народных депутатов.
- Завод «Теплоход» обеспечивал жизнь всего города, за годы градостроительства построил 2800 благоустроенных квартир, новые дома на ул. Профсоюзной, Щербакова, Октябрьской, первые девятиэтажки, первый в городе Дворец Культуры, пионерский лагерь, три школы, пять детских садов, учреждения здравоохранения, торговый центр, - подтверждает глава администрации городского округа г. Бор А.В. Киселев. - Каждый из директоров завода в период своего руководства обязательно принимал участие во многих городских делах, и Палагин Виктор Васильевич - не исключение. За 15 лет его работы объемы жилищного строительства были увеличены в три раза.
- Питьевую воду в город давал завод «Теплоход», электроэнергия шла также через Теплоход», начало телефонизации положил «Теплоход», - продолжает В.П. Елисеев. - И Палагин был, по сути дела, чуть ли ни начальником ЖКО города. И чтобы ни случалось в этих вопросах, звонили, прежде всего, Палагину, в будни и в праздники, вне зависимости от времени суток.
В то время завод жил под лозунгом «Каждый год - по дому». Сейчас «теплоходские» дома в городе исчисляются десятками.
- Палагин понимал, что будущее завода зависит от людей, поэтому взял курс на «омоложение» коллектива, - рассказывает А.К. Усов. - Он в год приглашал работать по 10-20 молодых специалистов, закончивших институт, предоставлял им комнаты в общежитии, и старался как можно скорее обеспечить их квартирами.
- Во времена Палагина и Полынина на Бору была решена проблема с детскими садами, очередей практически не было, - рассказывает А.И Зайков. - строили школы рабочей молодежи, работало профессионально-техническое училище №27.
Именно Виктору Васильевичу принадлежала идея о строительстве на Бору площади Победы.
- Эта мысль родилась еще в 1954 г., когда во время ноябрьской демонстрации я шел вместе с тружениками механического цеха в колонне демонстрантов по булыжной мостовой Бора, - вспоминает В. В. Палагин. - Но только в 1965 г., когда в стране было принято решение впервые отмечать День Победы, Борский горком партии постановил открыть памятники в п. Стеклозавода и в центре города.
Поскольку место будущей площади оказалось в микрорайоне завода, то и строительство ее было поручено выполнять теплоходцам. Так был сооружен музей под открытым небом в память о павших в годы Великой Отечественной Войны борчанах.
- Все было для теплоходцев впервые, и отец сам участвовал в решении всех вопросов: в выборе камня для стелы, в организации «вечного» огня, в установке стелы, - вспоминает Т.В. Оленева. - Было непросто даже установить высокую стелу в маленькую лунку, и отец взял ответственность на себя, сам руководил каждым действием рабочих.
Позднее он загорелся идеей воссоздать историю завода. И 21 февраля 1976 г. был открыт заводской музей, первый музей предприятия в истории Борского района.
- Обустроена и облагорожена была и сама территория завода, - вспоминает А.П. Гаврилычева. - В те времена про «Теплоход» говорили - «завод - сад». На территории были высажены скверы, весной изумительно цвели вишни и цветы, на нижней площадке, где располагался литейный цех, пели соловьи.
Ну а самое главное - завод, действительно, был кузницей кадров. Эти кадры питали не только наш город, но и область, Министерство речного флота, были известны на весь Союз.
- В становлении завода огромную роль сыграл директор В. В. Палагин, который сумел создать коллектив. Для всех, кто работал с ним, он был и остается образцом директора. С одной стороны, он обладал высочайшим природным тактом, с другой - умел жестко спросить и наладить дисциплину, - скажет про своего учителя и наставника спустя десятилетия его ученик и последователь, директор ОАО «Борский трубный завод» А.М. Чернышов.
День рождения директора
В День рождения Виктора Васильевича на заводе «Теплоход» собрались его друзья и бывшие коллеги. Ветераны вспоминали лучшие годы своей жизни, когда они были молоды, полны сил и своим трудом во главе с директором писали лучшие страницы истории родного завода.
- Мне, к сожалению, не довелось работать под руководством Виктора Васильевича, потому что я пришел на завод несколько позже, но я знаю и уважаю этого человека много лет по рассказам теплоходцев, - говорит глава администрации городского округа г. Бор, в прошлом - теплоходец, А.В. Киселев. - В историю завода он внес, пожалуй, самую большую лепту, и не только как производственник, но и как учитель, воспитатель, наставник, личность.
- Виктор Васильевич был и остается, наверное, самым уважаемым и любимым директором завода за всю историю предприятия, - считает генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» С.М. Коновалов. - Любовь к руководителю бывает только заслуженной: этот человек жил жизнью завода. Да и сегодня он постоянно следит за событиями, которые происходят на предприятии, звонит, волнуется, радуется, переживает вместе с нами.
- Я от имени всех, кто знает Виктора Васильевича, желаю ему долгих лет жизни, - подводит итог В.П. Елисеев. - Он - золотой фонд города и символ завода, его флагман, на которого мы, его последователи, стремились и стремимся равняться своими делами и поступками.