О социальном предпринимательстве сегодня говорят многие, однако поддерживать данную сферу не словом, а конкретным делом в Нижегородском регионе решаются далеко не все. В то же время мировая практика показывает, что именно доверительные партнерские отношения, выстроенные между государством, большим бизнесом и социальными предпринимателями являются самым действенным методом в решении насущных проблем общества, о которых представители социального бизнеса знают не понаслышке. Зачастую именно их личный опыт в решении тех или иных проблем и становится отправной точкой для развития пусть и своего, но все же социально ориентированного дела.
ПУТЬ ОТКРЫТ
Одной из немногих специализированных организаций, чья главная миссия заключается в поддержке и продвижении социального предпринимательства в России, является Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный по инициативе крупного бизнесмена, Президента ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова. В 2013 году Фондом был запущен новый уникальный проект «Больше, чем покупка!», нацеленный на предоставление социальным предпринимателям доступа на широкий рынок. На сегодняшний день проект решает один из ключевых вопросов, а именно проблему сбыта готовой продукции, предоставляя бизнесменам возможность успешно решить задачу экономической стабильности и сосредоточиться на главном — реализации своей социальной функции.
Главным оператором проекта «Больше, чем покупка!» стал одноименный Торговый дом, одна из наиважнейших задач которого — помочь социальным бизнесменам в поддержке и реализации своих товаров. Ни для кого не секрет, что прежде путь на полки крупных национальных ритейлеров для малого бизнеса был, что называется, заказан. Торговый дом «Больше, чем покупка!» открыл своим социальным поставщикам доступ на широкий рынок, и на сегодняшний день ассортимент реализуемой продукции включает в себя свыше 250 наименований социально-предпринимательских товаров.
ЗАКОН СИНЕРГИИ
Если говорить на языке бизнеса, то главное содержание партнерских программ «Больше, чем покупка!» заключается в поиске и, собственно, нахождении единой точки синергии, то есть взаимовыгодных и эффективных форм сотрудничества. Для этого Торговый дом предлагает разные варианты совместной деятельности социального и крупного бизнеса: закупку товаров социальных предпринимателей для нужд корпораций, совместное продвижение их продукции на массовом потребительском рынке и многое другое. На сегодняшний день наладить прямые поставки своих товаров в федеральные торговые сети смогли уже несколько десятков российских социальных предприятий, а в числе постоянных партнеров Торгового дома такие магнаты розничного потребительского рынка как компания «ЛУКОЙЛ».
При этом поставщикам предлагается не какое-то краткосрочное сотрудничество, а ответственное и длительное партнерство. Для этого специалисты Торгового дома постоянно работают над расширением ассортимента и его адаптацией к требованиям современного рынка, внедряя разнообразные маркетинговые программы.
Еще одной принципиальной отличительной особенностью проекта «Больше, чем покупка!» является и то, что он дает крупным компаниям возможность решать социальные задачи не посредством прямого финансового донорства, а с помощью развития совместного бизнеса с социальными предпринимателями. Так, корпорации помогают последним становиться конкурентоспособными и финансово устойчивыми. Именно этим путем, по мнению специалистов Фонда «Наше будущее», можно добиться надежного и долгосрочного решения конкретных проблем,
и следовательно — улучшить жизнь местных сообществ.
ПРОДУКТ НАЦИИ
Если же говорить самым что ни на есть простым и понятным языком, то суть концепции программы «Больше, чем покупка!» заключается в размещении товаров социальных предпринимателей в тех местах и торговых точках, где уже давным-давно привык делать свои ежедневные покупки массовый потребитель, а именно в крупных магазинах, супермаркетах и автозаправочных станциях. Поэтому вполне логично, что пилотным проектом по выводу продукции социального бизнеса на широкий рынок стало сотрудничество Торгового дома с компанией «ЛУКОЙЛ».
В 2014 году на первых двух автозаправочных станциях «ЛУКОЙЛ» в Подмосковье появилось специализированное торговое оборудование в виде отдельных стоек, брендированных знаком «Больше, чем покупка!».
«ЛУКОЙЛ» предоставил социальным предпринимателям не только площадку, но и возможность продавать свою продукцию на особых условиях: с минимальной торговой наценкой и не взимая арендную плату за стойку. Позитивный опыт был распространен на другие регионы, и к началу 2017 года программа «Больше, чем покупка!» работала уже на 134 автозаправочных станциях в 14 регионах страны!
Как замечают специалисты, двухлетний положительный опыт партнерства с компанией «ЛУКОЙЛ» позволил прорубить окно в стене отчуждения между социальным бизнесом и ритейлом. Кроме того, в настоящее время заключены соглашения о сотрудничестве и с рядом других торговых сетей. А так как количество торговых точек, работающих с проектом «Больше, чем покупка!» постоянно растет, сегодня можно говорить фактически о создании национальной розничной сети по продаже продукции российских социальных предпринимателей.
ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ
Отдельно радует тот факт, что в числе постоянных поставщиков Торгового дома «Больше, чем покупка!» есть и нижегородские производители. Среди них фабрика «Хохломская роспись», бережно хранящая секреты древнего искусства. На сегодняшний день ассортимент выпускаемой здесь продукции насчитывает около 150 различных изделий народных художественных промыслов. Известно, что популярная во всем мире красно-зелено-золотистая роспись на черном фоне родилась еще во второй половине XVII века, в деревнях на бескрайних волжских просторах. И по сей день славится роспись во всем мире своими причудливыми узорами, и редкий иностранный турист покинет нашу страну без «золотой Хохломы». Сегодня на ЗАО «Хохломская роспись» работают одни из лучших художников России, а также самые обыкновенные сельские жители, для которых работа на фабрике — не просто любимое дело, но и уверенность в завтрашнем дне, способ стабильного заработка.
Именно создание дополнительных рабочих мест зачастую и является важнейшей социальной функцией, которую возлагают на себя сельские социальные предприниматели. К примеру, с открытием фабрики по производству льняного масла в Чкаловском районе у местных жителей появилась возможность трудоустройства, а в дар сельчанам достался уникальный эликсир здоровья. Создатель фабрики Владимир Варенцов прикладывает все усилия для того, чтобы вернуть в обиход россиян льняное масло, которое не просто обладает массой полезных свойств, но и является одним из известнейших натуральных лекарств, продлевающих жизнь.
Как замечают сами представители Торгового дома, с каждым товаром, проданным благодаря проекту «Больше, чем покупка!», жизнь конкретных людей — от Калининграда до Владивостока — становится пусть и немного, но все же лучше.
АЛЕНА ПАНИНА