В Музее ННГУ пишут энциклопедию фантастических тварей Поволжья

В Музее ННГУ пишут энциклопедию фантастических тварей Поволжья
Фото: www.nnews.nnov.ru

Как выглядят овинник, русалка, Коровья смерть, кикимора, Йерех, леший? Об этих существах каждый хоть раз, да слышал, но мало кому довелось их видеть, так сказать, вживую. Удовлетворить свое любопытство в данном вопросе можно, посетив выставку «Фантастические твари Поволжья» на втором этаже второго корпуса Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Вдохновленные рассказами специалистов и свидетельствами очевидцев, участники конкурса визуализировали и запечатлевали потусторонних обитателей - духов воды, леса, ремесел и дома, загробных духов и фантастических животных. 

Через тварей -  к традициям

Эта выставка наиболее видимая и весьма небольшая часть массивного айсберга - масштабного исследовательского проекта, реализуемого музеем ННГУ, кстати, проекта-победителя грантового конкурса 2017 года благотворительной программы «Музейный гид» Благотворительного фонда В.Потанина. Итоговая цель проекта - создание, собственно, энциклопедии «фантастических тварей Поволжья» и ассоциативная отсылка к книге Дж. К.Роулинг вовсе не случайна. Многочисленные фанаты поттерианы зачитываются «учебником» о грифонах и гоблинах, но нижегородская энциклопедия выходит куда более интересной. Прежде всего потому, что, в отличие от чуждых нам кентавров с троллями, персонажи тут свои, родные, и знать о них нужно в том числе и с практической целью - говорят, что многие из упомянутых существ встречаются в наших краях до сих пор. В свою очередь палеонтологи, археологи и этнографы комментируют предания о «фантастических тварях» на сайте проекта, «оживляя» необычные картинки. Их рассказы настолько убедительны, что поневоле вспомнишь и «бабушкины сказки», и, быть может, даже собственные встречи с обитателями иных мерностей. 

Впрочем, и вновь создающаяся энциклопедия - тоже лишь видимая часть еще более обширного айсберга. Мегацель, подтекст данного исследования - заинтересовать широкую общественность богатством традиционной культуры Поволжья, через сказки и предания привлекая неравнодушных нижегородцев к истории родного края.

Об этом корреспонденту «НН» рассказал специалист-археолог отдела древних и традиционных культур Музея ННГУ им. Н.И.Лобачевского Павел Здобников. 

Ну а в ожидании энциклопедии предлагаем вам, уважаемые читатели, рассказ о некоторых таинственных, потусторонних существах, оставивших следы в сказках и быличках.

Дух-хранитель  и дух-вредитель

Говорят, что еще не так давно мифические существа окружали человека повсюду и что с наступлением цивилизации их становится меньше. Кто-то, подобно домовенку Кузе, переселяется в современные многоэтажки. 

Рассказывает Оксана П., проживающая в новом микрорайоне, в десятиэтажном доме:

- Сын-подросток как-то сказал мне, что в сумерках неоднократно видел большого растрепанного кота, сидящего на подоконнике его комнаты. Я подумала, что это домовой… и вознамерилась его выгнать. Взяла восковую церковную свечу, прилепила на подоконник, в том самом месте, где, как говорил сын, сидел кот, и зажгла ее. Сама пошла на кухню. Вдруг меня как кто-то под руку толкнет и прямо в ухо как прошипит: «Беги, дура!» Я скорее в комнату - а там занавеска полыхает, и горящие куски вот-вот на кровать упадут! Скорее сорвала горящее, все водой залила… С тех пор мысленно с домовым здороваюсь-прощаюсь, кусочки свежего пирога предлагаю. Ночью в полусне иногда слышу по квартире мягкие шаги, взгляд на себе чувствую... Поверишь тут!

- В некоторых губерниях кроме домового есть еще и дворовой, который заведует хозяйственным двором: скотиной, сельхозинвентарем - всем, что там находится, - рассказывает Ольга Александрова, специалист-этнограф отдела древних и традиционных культур Музея ННГУ им. Н.И.Лоба-

чевского. - Так,  например, в овине жил овинник, который, если человек был недостаточно внимательным, мог сжечь только что выращенный хлеб. Рассказчики сходятся на том, что выглядит овинник как большой черный лохматый кот с желтыми глазами. Ему приносили жертву - кусочек хлеба, блюдечко молока, всячески старались задобрить. 

В бане жил банник - очень злобное существо. Поэтому в баню нельзя было ходить в одиночку и по ночам. Посещение бани ночью являлось молодеческой забавой среди мужской части сельской молодежи: принести средь ночи камень с банной каменки приравнивалось к ночному посещению кладбища.

В домах, бывало, селилась кикимора - дух преимущественно женского пола, не слишком любящий людей и всячески им досаждающий. Кикиморами могли стать дети - проклятые или умершие некрещеными. 

Вот еще одна история, рассказанная в Подмосковье в 1880 году 70-летней Аграфеной Купцовой.

- Мне было шесть или семь лет, когда к моей тетке постучался какой-то прохожий и попросил: «Дай воды испить, кормилица?» «Иди дале, там подадут», - отвечала тетка. «Ну, попомнишь же ты это, голубушка», - произнес прохожий. С той поры все стали замечать, что в доме что-то неладное творится, словно что-то неведомое между нами жило и делало во всем помехи. То горшки, которым нужно стоять в печи, найдут под печкою, то посуда вывалится из рук, то вещь какая очутится в том месте, где ей быть не следует, например, лопата - в горшке со щами. История эта длилась в течение нескольких лет, пока кикимора не явилась хозяевам в образе недавно умершей девочки и не предсказала, что в ближайшем будущем их дом сгорит, они отстроятся, и в новом доме все будет хорошо. Так и случилось. 

Свои духи были у ремесел, причем «чистой» считалась только работа с деревом, а когда человек использовал воду, огонь, воздух, считалось, что он знается с чем-то вроде нечистого, с духами этих стихий и они ему помогают. 

Так, даже многочисленные сказки свидетельствуют: среди всех профессий особняком стояло кузнечное дело. кузнец владел секретами огня и металла и вообще считался кем-то вроде колдуна, ну а образ мистического молотобойца Зевса, победившего титанов, дошел до нас, например, в образе кузнеца Вакулы, оседлавшего черта. Кузнец выковал волку тонкий голос, а богатырю - чудо-меч и заодно снабдил богатырского коня волшебными подковами... Собственно, кузня располагалась поодаль от деревни, и не только потому, что в ней имелся огонь, могущий угрожать деревне пожаром.

Шуткам есть  противоядие

За пределами деревни, как правило, располагались «чуждые» территории - например, леса, где имелись свои обитатели. 

- У русских это леший, лесаня. У татар - шурале, у чувашей - арзюри, у марийцев - Ате-Малахай, «лесная шапка», - поясняет Ольга Александрова. - У мордвы леших было двое: лесной мужчина и лесная женщина, и женщины обращались к лесной женщине, когда им в лесу надо было что-то взять, а мужчины - к мужчине. У мордвы и у марийцев были священные рощи, где каждое дерево посвящалось своему духу, и туда ходили молиться. В некоторых рощах даже по земле ступать было нельзя, так что специально брали с собой холсты, расстилали их и ходили только по этим дорожкам.

Природа давала человеку основные ресурсы для жизни, и с ней нужно было как-то договариваться, что и сколько можно взять, а что   нельзя. Этот договор с окружающей природой заключался не напрямую, скажем, с рекой, а с тем духом, который живет в реке. Он может брать себе жертвы, если вести себя неосторожно, и требовать благодарности за то, что дал. Так, еще лет пятьдесят назад васильсурские рыбаки рассказывали, что, когда заводили невод, первую рыбу, которую из этого невода доставали, надо было поцеловать в губы в благодарность духу реки. 

Зайдя в лес, обязательно надо попросить хозяина леса о разрешении и извиниться, а выйдя из леса, поблагодарить. 

«Лешие в каждом лесу живут. Если пойдешь в лес, никогда не аукайся с незнакомым голосом. Это леший кричит. Аукайся только со своей подругой по именам, а то леший в лес заведет», - гласит быличка, записанная нижегородским этнографом Татьяной Гусаровой в селе Велетьма Кулебакского района.

В северной части Нижегородской области, где до сих пор много лесов, про лешего с его оригинальным чувством юмора расскажут в любой деревне.

Ольга Гальцева, завсектором этнографии Нижегородского государственного историко-археологического музея-заповедника, руководитель Центра традиционной культуры Дальнеконстантиновского района отмечает, что в традиции русского народа к лешему нет четко отрицательного отношения. Леший охраняет лес, следит за порядком и в отдельных случаях выступает в роли карающей силы для тех, кто нарушает какие-то общезаведенные правила. Порой он шутит над людьми, но его забавы, в общем, безобидны. 

Из особенно ядреных «шуток» известны несколько однотипных случаев, записанных в селе Ломовка Кулебакского района. Некий мужик идет издалека домой, а дело к зиме. Нагоняет его знакомый (или родственник) и говорит: «Идем напрямик через реку, по льду быстрее будет». У реки останавливается и говорит: «Иди ты первым». Мужик шагает - и по колено, а то и по шею проваливается в ледяную воду. «Родственник» оглушительно хохочет и исчезает. 

Этим шуткам в народе известны противоядия, самое действенное из которых - молитва. Также можно вывернуть одежду наизнанку или несколько раз покружиться вокруг своей оси, тем самым запутывая уже самого лешего. Если речь идет о сборе грибов или ягод, лешего можно чем-либо угостить, например, аккуратно оставив часть собранного в определенном месте. 

Что до собственно образа лешего, «оригинальный» вид его неизвестен. Леший обычно является в виде лесных или домашних зверей, а то и людей. В отдельных быличках подчеркивается: если вдруг вы в чаще леса встречаете домашнее животное, например, кошку, собаку или овечку, стоит призадуматься. Что до явления в образе человека, нередко он сидит на верхушке дерева, а самый образ тоже может варьироваться от неопрятного старичка в замшелой шапке до щеголя в лисьей шубе, но есть одна важная деталь, связанная с обувью: носит он лапти, и необходимо обратить внимание на то, как завязаны оборы. Обычно они вяжутся крест-накрест, а леший такого допустить не может и завязывает их просто вкруговую.

Проект представлен в Интернете. Адрес сайта fantastic-volga.ru.

***

Усадьба Каменских на Верхневолжской набережной была отстроена незадолго до Октябрьской революции, и хозяевам так и не удалось толком пожить в новом доме. Спешно собираясь в Москву к родственникам в 1918 году, Каменские явно планировали пересидеть смутное время там: в стене дома они сделали тайник, куда спрятали, кое-как завернув в газеты, фамильные ценности. Вернуться в родные пенаты Каменским не удалось - по крайней мере, во плоти. Сейчас люди знающие утверждают, что смех, старинная музыка и стоны, которые нередко доносятся из нежилого особняка, издают именно духи хозяйской семьи.


***

Знаменитый писатель Алексей Максимович Горький при жизни отличался крутым нравом, шагал размашисто, говорил громко, увесисто стучал тростью. Сотрудники музея-квартиры М.Горького говорят, что не иначе как беспокойный дух Алексея Максимовича вернулся в свою последнюю нижегородскую квартиру и, топая сапогами, ходит по комнатам. Возможно его привлекло сюда то, что музейщики постарались с точностью воссоздать всю обстановку, как было при нем. Порой некоторые предметы находят перемещенными - видимо, дух ставит их на место.


***

Палаццо Рукавишниковых на Верхневолжской набережной, жемчужина нижегородской архитектуры, поражало современников своей роскошью и дороговизной. Сейчас этот особняк музеефицирован, а недавно прошедшая реставрация, казалось бы, вскрыла и выявила все возможные тайны усадьбы богатейших купцов Поволжья. Однако сотрудники музея утверждают, что на втором этаже флигеля, расположенного во дворе, где раньше проживала прислуга, обитает привидение. Его даже сфотографировали, что большая редкость! Теперь в этом флигеле работает реставрационная мастерская. «Когда я зимними вечерами остаюсь один в музее поработать, то нередко слышу шорохи и шаркающие шаги, - говорит руководитель мастерской Павел Плохов. - Допустим, шорохи можно на мышей списать, но шаги? Я не знаю, что это такое. И слышать их не слишком приятно».


***

Купец Арсений Васильевич Марков был богат, удачлив и бесшабашен. И была у него единственная дочь, к которой судьба отнеслась не столь милостиво: приятная лицом и характером, была она хроменькой и горбатой. Однажды, казалось, девушка нашла было свое счастье, но жених ее бросил. Безутешная невеста утопилась; ее обнаружили в камышах. Обезумевший от горя отец велел запечатлеть ее последний портрет… а охрана особняка доверительно рассказывает о том, что в коридорах и подвалах порой слышатся легкие шаги и иногда всхлипывания Машеньки Марковой.


Между тем

Признаки того, что в вашем доме, вероятно, обитают потусторонние существа:

- атмосфера становится тяжелой, находиться в доме неприятно, туда не хочется возвращаться;

- ощущение, что в доме есть еще кто-то кроме вас, ощущение чужого взгляда;

- вещи пропадают с видного привычного места и находятся на самом видном месте совершенно необъяснимым образом;

- начинают сниться сны, где вы посещаете незнакомые места и общаетесь с незнакомыми людьми;

- странные звуки: шаги, шорохи, голоса, скрипы;

- ни с того ни с сего стремительно умирают комнатные растения;

- домашние животные смотрят в пустоту и проявляют по отношению к пустому месту агрессию.

 
По теме
Два человека едва не ослепли после уборки на вадском свинокомплексе Двое сотрудников свинокомплекса ООО «ННПП» (RBPI Group) в Вадском округе едва не лишись зрения в процессе мойки дворов.
Нижегородцы простятся с погибшим на СВО бойцом спустя 1,5 года Бойца СВО из Ковернинского округа Эрнеста Кренделева, погибшего при выполнении боевого задания в 2022 году, похоронят в Нижегородской области спустя полтора года.
Светлана Ковылина - Начальник ОИОС ГУ МВД России по Нижегородской области: "В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота изъято порядка 5200 литров готового алкоголя в немаркированных бутылках различной емкости,
Психологами ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области проведено тренинговое занятие с осужденными, имеющими наркотическую зависимость «Наркотики - игра со смертью».
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
Сдать тест на ВИЧ. Зачем это мне? - Дзержинские ведомости «Я не употребляю наркотики, общаюсь только в хороших компаниях, а мой парень или моя девушка уж точно не являются носителями ВИЧ – я никак не отношусь к группе риска!» – так обычно думает человек из группы риска.
Дзержинские ведомости
Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» - Администрация г. Дзержинск Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» В Нижегородской области подвели итоги ежегодного театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Администрация г. Дзержинск
Они родом из военного детства - Газета Знамя Уже более тысячи жителей Володарского округа стали обладателями нагрудного знака "Дети военного времени", ещё 500 человек получат его в самое ближайшее время.
Газета Знамя
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета День города. Нижний Новгород На минувшей неделе, в преддверии Дня работника культуры и Дня театра, состоялось вручение театральной премии «Нижегородская жемчужина» и других профессиональных наград работникам культуры.
Газета День города. Нижний Новгород