«Американцы» на Волге. Какими были легендарные пароходы Зевеке

Фото: images.aif.ru
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2017

Пароходы американской системы появились на Волге в 1870-х гг. Эти гиганты смотрелись на фоне многочисленных барж, буксиров и прочих судов плавучими дворцами.

«Переворот» чиновники попросили переименовать на американский лад - в «Ориноко». © / АиФ

Кризис - двигатель прогресса

Основной доход волжские пароходчики XIX века получали вовсе не от пассажирских перевозок, а от перемещения по просторам государства зерна, соли, металла и прочих товаров. В 1870 году в России случилась засуха, неурожай хлеба, резко упал и объём перевозок.  Судовладельцы разорялись один за другим. 

Эти грустные для имперской экономики годы и стали периодом взлета энергичного и предприимчивого человека - Альфонса Зевеке . Он решил, что именно это время будет замечательным для перехода на новые суда – вместительные, с низкой осадкой, такие, что ходили по Миссисипи с 1860-х гг. Ему удалось убедить владельцев Камско-Волжского пароходства пойти на смелый эксперимент. На Сормовском заводе Бенардаки под его наблюдением и по выписанным из-за границы чертежам были заказаны и построены три парохода нового образца.

Первым в 1871 году был спущен двухпалубный «Переворот». На втором этаже надстройки находились каюты всех трёх классов: дешёвый III-й класс впервые получил отдельные благоустроенные и свободные помещения. Корабль перевозил 810 пассажиров и 500 т груза. Высокие чиновники не оценили юмор судовладельцев, назвавших пароход в честь технического переворота, и на всякий случай попросили переименовать его на американский лад в «Ориноко». В следующем году на Волгу вышли остальные два парохода американского типа, получившие названия «Миссисипи» и «Н. Бенардаки».

Шикарный «Переворот»

Сохранилось описание этого судна, сделанное волжским историком Иваном Шубиным . Он так описывает конструкцию «Переворота»: «Внутренняя отделка парохода была роскошна: просторные и светлые каюты, с проведённой в каждую водой и паровым отоплением, поражали чистотой, удобствами и изяществом своего устройства; стены великолепного салона, расположенного в середине между I и II классами, были покрыты картинами из перламутровой инкрустации (с английских фаянсовых заводов), с красиво сделанными вензелями фирмы и названием парохода — такие же вензеля украшали и всю посуду богато обставленного буфета. Широкая крытая терраса, окружавшая весь пассажирский этаж, представляла чудесное место для прогулок и отдыха пассажиров. Даже помещения III класса, расположенные в задней, кормовой половине пассажирского этажа, представляли удобства, каких не было ни в одном из других пароходств: каждый пассажир имел отдельное спальное место и мог пользоваться крытой галереей».

Конкуренция появилась почти сразу. На Волгу вышел ещё один «американец» - пассажирский двухдечный пароход «Император Александр II». Его владельцем было пароходство «Кавказ и Меркурий».  Пароход представлял собой плавучую гостиницу в три этажа, с шикарной обстановкой и большим числом кают с ваннами. Каюты и салоны I-го и II-го классов украшали лак, красное дерево, бронза, ковры, зеркала и инкрустации. Пассажиры могли наслаждаться французскими буфетами и изысканной кухней, библиотекой и общим залом с роялем. Плюш «бордо» и блюдечко икры. Как путешествовали по Волге XIX века Подробнее

Страшно, аж жуть!

Нельзя сказать, что пассажиры сразу оценили открывшиеся возможности положительно. Про пароход «Александр II» оставил воспоминания русский академик и кораблестроитель Алексей Крылов : «Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило целое облако чёрного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя «дымовую завесу»… Первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, - то ли что его ветром опрокинет, то ли что на нём нефть взорвётся или загорится – поэтому многие его избегали».

Как показала история, страх был небезоснователен, но бояться надо было больше небрежности персонала и жадности судовладельцев, чем ненадёжности конструкции. «Сарынь на кичку!». Как на Волге боролись с пиратами

От дворца до плавучей крепости

Но если не брать во внимание речные катастрофы (о них – позже – Ред.), «американцы» были хороши – малая осадка позволяла ходить по мелеющей Волге, пассажиры радовались комфорту и низким ценам на билеты, владельцы богатели. Неистощимый выдумщик Зевеке увеличил в полтора раза жалованье капитанов пассажирских пароходов, а пристанских агентов, напротив, перевёл с твёрдого оклада на проценты с выручки, чтобы они активнее искали пассажиров и заказчиков.

Он ввёл для путешествующих I и II классом обратные билеты со скидкой в 10%, а для бедняков организовал IV класс буквально за копеечную плату. Пассажиры у Зевеке получили право прерывать поездку на промежуточных пристанях — такой услуги у конкурентов не имелось.

В первый год самостоятельного ведения бизнеса он получил прибыль в 33 тыс. руб., и с тех пор никогда не работал с убытком. Его пароходство прекратило работу уже при наследниках Зевеке.

«Пароходы-дома» - так описывал «американцев» в 1890-х гг. драматург Василий Сидоров . «Эти плавучие дворцы полны благоустройства, удобств и роскоши… Точно громадные чудовища, плывут они по Волге, перебирая своими колесами холодные волны и тяжело пыхтя. Громко бьется их раскаленное сердце, не уставая от быстрого бега, зорко глядят в ночную тьму или туманы два разноцветных глаза, громко и испуганно кричат их трубы по ночам или радостно приветствуют проплывающих мимо собратий, таких же громадных, таких же глазастых и страшных».

В начале ХХ века всё больше путешествующих выбирали железную дорогу – поезда были быстрее медленных пароходов. Но к началу гражданской войны по Волге пароходы американского типа ещё ходили. В отличие от заморских братьев, наши колёсники избежали участи стать боевыми речными броненосцами, хотя грянувшие потрясения в российской истории заменили на их палубах белоснежные навесы на брезент, плетёную мебель и пальмы – на пару пушек и пулеметы, а отдыхающую публику – на революционно настроенных матросов-речников. Когда последний «американец» дал на Волге прощальный гудок, история не помнит. 

Речные катастрофы В ночь на 8 августа 1886 года пароход «Вера» компании «Самолёт», шедший из Астрахани вверх по Волге и имевший на борту около 400 пассажиров, погиб на Камышинском плёсе из-за пожара. При наступлении сумерек на пароходе зажгли лампы, которые, вопреки циркулярному предписанию министра путей сообщения, наполнялись легковоспламеняющимся керосином. Через некоторое время стекло одного светильника лопнуло и загорелся потолок. Потушить начавшийся пожар не удалось, а капитан не сразу поверил в сложность ситуации. Когда огонь выбился наружу, капитан приказал дать полный ход к саратовскому берегу, на более отлогое и мелкое место, но это не помогло: погибшими в этой катастрофе считаются более 200 человек. 18 июня 1893 года на Волге, близ села Савинское, погиб в результате пожара пароход «Альфонс Зевеке», шедший из Рыбинска в Нижний. На борту было около 70 пассажиров и груз хлопка, который и воспламенился. Капитан среагировал быстро – пароход уткнулся в берег и пассажиры с носовой части спаслись. С кормы же люди прыгали в воду и попадали под лопасти все ещё работавшего колеса. Газета «Нижегородские губернские ведомости» от 23 июня 1893 года (№25) сообщала о пожаре так: «"Альфонс Зевеке" сгорел до основания. Остались только дымовые трубы, машина и колесо. Пассажиров на пароходе было более 70 человек. Сколько из них погибло - в точности неизвестно… В Рыбинск привезено тело генерала от инфантерии Петрушевского. Семейство его спаслось». Кстати, генерал не утонул – происшедшее вызвало у него апоплексический удар.

 
По теме
 
Нижегородской транспортной прокуратурой проведены профилактические мероприятия по предупреждению непроизводственного травматизма граждан на объектах железнодорожного транспорта на территотрии крупнейших городов области - Нижегородская транспортная прокуратура Работники Нижегородской транспортной прокуратуры в рамках проверки исполнения законодательства о безопасности железнодорожного транспорта приняли участие в совместном с сотрудниками Нижегородским ЛУ МВД России на транспо
21.09.2018
Два человека погибли в «пьяном» ДТП на ночной трассе в Нижегородской области - vGorodeN.Ru «Пьяное» ДТП в Краснобаковском районе унесло жизни сразу двух человек. Читайте также Инсульт за рулем: в Кстовском районе «Мерседес» протаранил автомобили на парковке Как сообщает ГИБДД по Нижегородской области,
21.09.2018
 
  Из-за демонтажа трамвайных рельсов в Дзержинске частично ограничено движение автотранспорта на участках пр.
20.09.2018 Дзержинское время
С понедельника в Дзержинске начались демонтаж и последующее благоустройство бывших трамвайных переездов вдоль проспекта Ленина.
20.09.2018 Дзержинские ведомости
  Загорание бани произошло в Дзержинске. Об этом сообщает сайт МЧС России по Нижегородской области.
21.09.2018 Дзержинск.рф
В ходе бытовой ссоры злоумышленник избил женщину деревянным бруском Александр Ефанов / АиФ 82-летний житель села Вад задержан по подозрению в убийстве своей супруги-ветерана Великой Отечественной войны,
21.09.2018 АиФ Н.Новгород
"Древнейшая улица города под боком у реки" - назван первый лауреат конкурса "Посмотри на город" - ГТРК Нижний Новгород 22 сентября, ГТРК "Нижний Новгород" Специальный приз жюри за практическое применение видео в развитии краеведения получил Иван Богомолов за видео-работу "Древнейшая улица города под боком у реки".
22.09.2018 ГТРК Нижний Новгород
Инклюзивный игровой парк открыла в Нижнем Новгороде Наталья Водянова (фоторепортаж) - Нижегородские новости Coca-Cola совместно с Фондом помощи детям «Обнаженные сердца» открывает инклюзивные игровые парки, доступные бесплатно всем желающим, независимо от физических, ментальных и сенсорных особенностей, в 11 российских городах.
20.09.2018 Нижегородские новости
Фото Георгия Ахадова   Спектакль, оценивая который вот уже несколько дней зрители ломают копья в социальных сетях, открыл сезон в Нижегородском театре драмы.
21.09.2018 Нижегородская правда
  Здание бывшего кинотеатра «Родина» на проспекте Ленина, 54 в Дзержинске планируется изъять у его нынешнего собственника.
21.09.2018 Дзержинское время
Участники клуба «За ЗОЖ» с. Казаково с гостями - Вачская газета Среди людей пенсионного и предпенсионного возраста все больше любителей скандинавской прогулки.
22.09.2018 Вачская газета
  В Тобольске прошел «Финал четырех» проекта «Хороший футбол», который проводит компания «Сибур» для футболистов 11-12 лет.
21.09.2018 Дзержинское время
  Дзержинский плавательный бассейн «Заря» начал работу в своем обычном режиме: занимаются спортивные группы СДЮСШОР плавания, водного поло и инваспорта, открыт бассейн для посещения абонементных групп.
21.09.2018 Дзержинское время
  Полиция окончательно отказала в возбуждении уголовного дела против пермских инженеров, которые занимались разработкой новой транспортной схемы для Дзержинска.
20.09.2018 Дзержинское время
"Древнейшая улица города под боком у реки" - назван первый лауреат конкурса "Посмотри на город" - ГТРК Нижний Новгород 22 сентября, ГТРК "Нижний Новгород" Специальный приз жюри за практическое применение видео в развитии краеведения получил Иван Богомолов за видео-работу "Древнейшая улица города под боком у реки".
22.09.2018 ГТРК Нижний Новгород