В прошлом году с единым госэкзаменом по истории не справились почти 13 процентов российских школьников, в Нижегородской области поменьше — 9,3 процента. Похоже, история с историей озадачила даже первых лиц государства. Не случайно президент Владимир Путин заявил о необходимости разработать единые учебники истории России для средней школы, так как на ЕГЭ от этих разночтений выпускники и страдают.
Идея была хорошей…
Новые учебники должны быть «рассчитаны на разные возраста», но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого, подчеркивает глава государства. Хотя проблема упавшего интереса к отечественной истории упирается не только в учебники.
Учитель высшей категории, методист Андрей Дворцов замечает, что историческая наука, как никакая другая, подвержена влиянию государства. В сталинские времена ученики изучали «Краткий курс истории ВКП(б)», в брежневские штудировали «Целину», «Возрождение» и «Малую землю», в период горбачевской перестройки узнали про «белые пятна истории». Двадцать первый век также не стал исключением. Эти шараханья сопровождались разными подходами к преподаванию предмета. Так, на смену линейной системе, при которой история изучалась с 5-го класса по 11-й класс, пришел так называемый концентр — изучение предмета в две ступени: историю теперь постигают с 5-го по 9-й класс, а затем изучают то же самое снова с 10-го по 11-й класс.
Задумка сводилась к тому, что в основной школе должны изучить историю России и мира с древнейших времен до наших дней. В 10 — 11-х классах продолжить изучение истории России на более высоком уровне. И в целом она была оправданна.
Галопом по Европам
На самом же деле произошло существенное сокращение часов, отведенных на изучение и истории России, и Всемирной истории.
Педагогам приходится объединять темы, содержащиеся в учебниках, и тем самым увеличивать объем информации, которую надо усвоить ученикам средней школы. Многим это не по силам. Путаница имен и событий, потерянный интерес к предмету — все это закономерные последствия такого изучения предмета.
Сейчас школьники начиная с шестого класса в год проходят по два учебника, именно проходят, а не изучают, считает учитель истории Надежда Фролова.
На 17-й век отводится всего два урока, поддерживает слова коллеги педагог Ирина Ермолаева. Но как за два урока можно освоить материал по Смутному времени, началу царствования династии Романовых, гражданскому подвигу Минина и Пожарского, восстанию Степана Разина?..
— Получается, что с 6-го по 9-й класс мы бежим галопом по программе. В 10-м и 11-м классах, когда дети повзрослели и у них есть мотивация для более осмысленного изучения истории, в том числе и за счет тематических дискуссий, посещения исторических музеев, подготовка к ЕГЭ все отодвигает на задний план, — говорит Ирина Анатольевна.
В некоторые городах, в частности Санкт-Петербурге, вернулись к старой линейной системе. И результаты не заставили себя ждать: дети здесь более глубоко знают предмет и соответственно лучше сдают экзамены.
Для большинства из нынешних учеников Интернет заменяет многие учебники, в том числе и по истории. Источники Всемирной паутины так же противоречивы и неточны, как и некоторые из учебников. Опытные учителя считают, что хорошо бы к новому учебнику, который, скорее всего, после пожелания Владимира Путина все же будет издан, приложить хрестоматию с дополнительным материалом. Она позволит ученику более глубоко окунуться в историческое прошлое, которое сегодня в лучшем случае отмечают датами и вехами.
Кстати
Вот как сегодня современные дети трактуют исторические события:
«При Иване Грозном впервые на Руси начались митинги протеста».
«Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, обидевшись, когда узнал, что бояре стучат на царя».
«Смысл Жалованной грамоты дворянству заключался в том, что дворяне могли жаловаться на крестьян, а крестьяне жаловаться не могли».
«Екатерина II была удостоена Александром I звания «бабушки России».
Автор: Александра Махлина