100-летию образования военных комиссариатов посвящается
Сегодня мы расскажем о последнем военкоме советского периода полковнике в отставке Комарове Евгении Ивановиче , 12 лет руководившем Автозаводским военным комиссариатом с 1979 года по 1991 год .
Евгений Иванович родился 11 декабря 1940 года во Владимирской области. Мама работала в колхозе, отец воевал – сначала в русско-финскую, потом в Великую Отечественную. Погиб в Белоруссии от пули снайпера в 1944-м .
После окончания школы Евгений Комаров поступил в военное авиационное училище в Серпухове.
- Профессия летчика тогда была очень популярна, и поступить в училище оказалось сложнее, чем в иной престижный вуз, - вспоминает он. – Но водить самолеты мне так и не довелось. Через полтора года учебы училище преобразовали в ракетное. Позже нес боевое дежурство старшим техником-электриком в Кировской области, где стояла ракетная часть. В боевых частях Е.И. Комаров дослужился до капитана. В 1969 году был переведен в военный комиссариат Нижегородской области, объездил весь регион. А через десять лет ему доверили возглавить военный комиссариат Автозаводского района.
- Каким образом выстраивать взаимоотношения с местными властями, я уже прекрасно знал. Но мне было понятно, что без дружеских контактов с руководством Горьковского автозавода не обойтись, - говорит Евгений Иванович . Тесно сотрудничали с Иваном Ивановичем Киселевым , с Борисом Павловичем Видяевым и с Николаем Андреевичем Пугиным , которые помогали военкомату по мере сил и возможностей.
Во время работы Евгения Ивановича военный комиссариат Автозаводского района ежегодно проводил призыв на военную службу около 2 тысяч юношей, в 1982-1983-м их число почти достигало пяти тысяч. Кроме призыва военкомат собирал людей на учения, на уборку урожая. В Чернобыль после аварии на АЭС в 1986 году из Автозаводского района ушло 200 машин и военнообязанных.
- Но самое сложное - это ходить с похоронками по семьям ребят, погибших в Афганистане. Матери за сутки старели. Очень тяжело на такое смотреть. За время той войны из 459 автозаводцев, участвовавших в боевых действиях, погибло десять человек, - вздыхая, рассказывает Евгений Иванович . – Кстати, ни от одного представителя власти или руководителя ГАЗа я не слышал просьб, чтобы их сыновей уберегли от Афганистана.
Еще одно достижение Евгения Комарова - новое здание районного военкомата, которое было построено в 1990 году . То были тяжелейшие времена, когда денег не хватало ни на что.
- За пять с лишним лет по каким только кабинетам не пришлось пройти. Был в Генштабе у генерала армии Валентина Варенникова , в Госплане РСФСР у председателя Николая Масленникова . Писал письмо на имя Председателя Совета Министров РСФСР Виталия Воротникова . Очень помог тогда Николай Андреевич Пугин , который был министром автомобильной промышленности СССР. Мебелью новый военкомат обставлял ГАЗ. До сих пор не забуду 200 мягких югославских кресел для актового зала, - вспоминает Евгений Иванович .
После военкомата с 1991 года он еще 19 лет работал в администрации города Нижнего Новгорода. В 70 лет вышел на пенсию.
- В настоящее время занимаюсь приусадебным хозяйством, руками могу делать все. У меня две дочери, пять внуков, трое правнуков. С женой Антониной Павловной скоро отметим золотую свадьбу, - говорит в заключение Евгений Иванович Комаров . – Жизнь была нелегкой, но она удалась. Во многом благодаря Автозаводскому району и ГАЗу, которым я очень благодарен.