В 2014 г. с целью развития молодёжного педагогического движения, формирования и развития корпоративной культуры педагогических работников из числа молодых педагогов (далее - молодые педагоги) и их привлечения к участию в государственно-общественном управлении образованием создан Совет молодых педагогов при Центральном Совете Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее соответственно - Совет молодых педагогов, Общероссийский Профсоюз образования).
В соответствии с частью 2 раздела I Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерахщи от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, молодой специалист - это гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.
К числу основных задач Совета молодых педагогов относятся:
содействие закреплению молодых педагогов в образовательных организациях;
профориентационная работа среди обучающихся по педагогическим
специальностям;
популяризация педагогических профессий;
разработка и реализация программ и проектов, направленных на личностное и
профессиональное развитие молодых педагогов.
На сегодняшний день объединения молодых педагогов при региональных (межрегиональных) организациях Общероссийского Профсоюза образования созданы в 72 субъектах Российской Федерации. Кроме того, подобные молодёжные организации создаются и при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С целью повышения эффективности работы в указанном направлении Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования предлагают разработать и реализовать региональные комплексы мер поддержки молодых педагогов по следующим направлениям.
I. Организация рабочего времени.
В целях обеспечения молодым педагогам максимально комфортного, творческого и адекватного стартовым профессиональным возможностям режима их рабочего времени рекомендуется:
высвобождать при составлении расписаний учебных занятий, если это предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором, не менее одного свободного дня в неделю для лиц из числа молодых педагогов (в том числе учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и др.) в целях использования его для самообразования,
повышения профессионального уровня, освоения содержания и методики преподавания учебных курсов, а также развития навыков учебной, воспитательной и развивающей работы с детьми;
обеспечить право реального выбора молодыми педагогами интересующих их направлений внеурочной работы в образовательной организации (например, участия в организации образовательных турниров, игр или подготовке школьных спектаклей) с целью создания условий для раскрытия молодыми педагогами творческого потенциала;
минимизировать составление молодыми педагогами отчётной документации (в том числе в части разработки и оформления рабочих программ учебных курсов), предусматривая по возможности осуществление над ними квалифицированного педагогического наставничества при вьшолнении данных видов работ.
II. Организация оплаты труда.
В целях привлечения и закрепления молодых педагогов для работы в образовательных организациях рекомендуется:
предусматривать в системах оплаты труда помимо мер, связанных с их стимулированием в зависимости от результатов работы, специальные меры материальной поддержки в первые три года их работы, не допуская снижения установленного уровня материального обеспечения по истечении трёхлетнего периода;
осуществлять разработку с участием советов молодых педагогов субъектов Российской Федерации таких критериев оценки результатов работы педагогических работников, которые не содержат «барьеров» для молодых педагогов;
содействовать обеспечению при распределении вьтлат стимулирующего характера баланса интересов различных категорий педагогических работников (например, посредством внесения изменений в локальные нормативные акты в части участия представителей советов молодых педагогов в соответствующих комиссиях образовательных организаций).
III. Повышение профессионального уровня.
В целях планомерного повышения профессионального уровня молодых педагогов рекомендуется:
разработать и реализовать программы краткосрочных деятельностно-ориентированных обучающих семинаров («школ») по развитию полезных навыков в сфере практической психологии, конфликтологии, культуры речи, актёрского и ораторского мастерства, делового имиджа и т. д., формированию корпоративной культуры, по вопросам образовательной политики, актуального трудового законодательства и законодательства в сфере образования, а также по фундаментальной тематике, связанной с преподаваемыми предметными областями;
обеспечить привлечение к разработке и реализации программ краткосрочных деятельностно-ориентированных обучающих семинаров («школ») практикующих экспертов в узкоспециальных областях, профильных специалистов (в том числе правовых инспекторов) аппарата региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, образовательных организаций высшего
образования и учреждений культуры, а также молодых педагогов, имеющих успешный опьгг работы.
IV. Аттестация.
При подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории рекомендуется оказывать методическую поддержку молодым педагогам, не имеющим квалификационной категории, в том числе:
в изучении и популяризации опыта аттестации успешных молодых педагогов в соответствующем субъекте Российской Федерации и в разработке на его основе примерной «дорожной карты» (пошаговой инструкции) поэтапной подготовки молодого педагога к аттестации;
в усилении (с привлечением выборных органов территориальных и первичных профсоюзных организаций) разъяснительной работы в образовательных организациях по правовым и организационно техническим вопросам аттестации, а также в создании всех необходимых условий для трансляции молодыми педагогами опыта своей педагогической работы как на уровне организации, так и на муниципальном уровне;
в проведении (с привлечением советов молодых педагогов субъектов Российской Федерации) мониторинга аттестации молодых педагогов с доведением его результатов не реже одного раза в год до сведения руководителей органов управления образования и образовательных организаций, территориальных и первичных профсоюзных организаций.
V. Повышение статуса и популяризация деятельности советов молодых
педагогов.
Привлекать представителей советов молодых педагогов субъектов Российской Федерации к текущей работе в общественных советах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и выборных органах региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования.
Обеспечивать информационную поддержку деятельности советов молодых педагогов субъектов Российской Федерации, предоставлять их делегатам возможность выступления на августовских конференхщях работников образования, создавать тематические молодёжные рубрики в печатньгх органах региональных
(межрегиональных) организациях Общероссийского Профсоюза образования и их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».