Перспективные направления развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры столицы Приволжья обсудили эксперты, представители общественности и администрации города
Накануне днем в рамках недели Европейской мобильности в ГЦСИ «Арсенал» за круглым столом состоялось обсуждение перспективных направлений развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры Нижнего Новгорода.
Во встрече приняли участие руководители профильных подразделений администрации города, директора городских парков культуры и отдыха, депутаты городской Думы, представители общественных организаций, преподавательский состав нижегородских вузов, а также эксперты и представители бизнес-сообщества. Вопрос рассматривался в трех плоскостях: с точки зрения разгрузки дорожного движения, пропаганды здорового образа жизни и повышения туристической привлекательности города.
Перед участниками встречи в качестве приглашенного эксперта выступила Дарья Распопина – руководитель проектов департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Она поделилась опытом организации велопрокатов в Москве в рамках государственно-частного партнерства. Рассказала, о проекте благоустройства улиц столицы по так называемой схеме «от фасада до фасада», когда вся инфраструктура заново создается в соответствии с представлениями о комфортной среде самих жителей города. Затронули в ходе обсуждения и тему приоритетов на дороге. К примеру, в Москве, по ее словам, сейчас приводят ширину полос на автомобильных дорогах к более узкому, европейскому стандарту, а высвобождающееся пространство отдают под велодорожки.
«Если мы говорим об улучшении дорожной ситуации, то должны понимать, что нельзя постоянно отдавать приоритеты автомобилям. К примеру, эффект от введения дополнительной полосы для автотранспорта длится примерно полгода, а затем на этом участке снова образуются заторы. Это называется индуцированным спросом, то есть таким образом мы только постоянно увеличиваем потоки автотранспорта. К примеру, посмотрите фотографии 20-типолосных дорог в Китае – они всегда в пробках. А можно подойти к решению вопроса по-другому: «дать зеленый свет» общественному транспорту, пешеходам и велосипедистам», - сказала Дарья Распопина .
Что касается Нижнего Новгорода, то концепцию развития велоинфраструктуры столицы Приволжья на круглом столе представил координатор проекта развития велодвижения в Нижнем Новгороде Леонид Якунин. Он предложил к обсуждению пять видов веломаршрутов, разработанных совместно с архитектурным бюро «О’Город»: береговые маршруты, маршруты на пересечении мостов и перепадов высот, маршруты в границах компрессионного транспортного узла исторического центра города и маршруты вдоль малых рек.
«Сегодня мы вынесли этот проект на суд общественности, чтобы определиться, можно ли его реализовывать в полном масштабе, или в каких-то частях нужно перерабатывать. Мы понимаем, что проделать такой огромный объем работы за короткий промежуток времени не представляется возможным, но наша цель была инициировать диалог как внутри администрации города, так и с общественностью. Отдельные направления концепции можно реализовывать уже сейчас, потому что будет застраиваться территория вокруг стадиона к чемпионату мира по футболу, будет благоустраиватьсяНижне-Волжская набережная. И эти территории, в том числе и с участием активных горожан, нужно сделать максимально комфортными для всех», - отметил Леонид Якунин.
Не откладывать решение вопросов в долгий ящик предложил и первый заместитель главы администрации города Сергей Миронов . По его словам, реализация стратегии развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры Нижнего Новгорода должна начаться в будущем году.
«Мы ставим короткие сроки: в 2017 году на территории города уже должны появиться дополнительные веломаршруты. Мы ознакомились с опытом Москвы и понимаем, что многое можем оттуда почерпнуть в рамках взаимодействия в вопросах благоустройства города с представителями общественности и бизнеса. Понятно, что по сравнению с Москвой, мы пока находимся еще в самом начале пути, но главное, что знаем, куда двигаться и как это сделать», - подытожил Сергей Миронов .
Одним из первых этапов реализации стратегии в Нижнем Новгороде должно стать открытие общественного городского велопроката в 2017 году. Как рассказала в ходе встречи директор департамента культуры Наталья Суханова , уже разработана карта с точками велопроката. Проект рассчитан на 2017-2021 годы, а в первый год его реализации планируется открыть 15 станций проката на 100 велосипедов.
«Карту размещения станций мы разрабатывали на основе статистических данных о востребованности велотранспорта в центральной части города. Конечно, мы будем стараться максимально приблизить их к значимым культурным и общественным учреждениям города. Кроме того, сейчас идет активная работа с гильдией экскурсоводов по разработке маршрутов велосипедных экскурсий. Мы планируем, что эти маршруты будут строиться на видовых точках Нижнего Новгорода, а также памятных местах, в том числе связанных с именем Горького. Кроме того, в рамках маршрутов будут продуманы остановки с посещением музеев», - рассказала Наталья Суханова .
Она также добавила, что уже в следующем году департамент культуры планирует разработать событийный календарь, в котором появятся массовые веломероприятия, рассчитанные на различные возрастные категории.
Напомним, первая в Нижнем Новгороде официальная велодорожка появилась летом 2014 года на Нижне-Волжской набережной. Ее открытие стало результатом сотрудничества активистов нижегородского велосообщества и специалистов администрации города. Немногим позднее была открыта первая велостанция на стадионе «Динамо», предоставляющая брендированные велосипеды на прокат всем желающим.