Фото: www.birzha.ru
На 58% сократились заявки нефтяников на поставку нефти в нефтепровод Заполярье-Пурпе до 2025 года. При обосновании строительства, пишет «Ъ», предполагалось, что с 2015 по 2025 год объем прокачки составит около 418 млн тонн. Потом он усох до 296 млн тонн, а последняя цифра − 175 млн тонн. При этом расходы на обслуживание нефтепровода практически не зависят от процента загрузки − на 100% мощности он работает, или на 50%. А платежи нефтяников за прокачку прямо пропорциональны количеству транспортируемой нефти.
Нефтепровод должен был заработать в 2015 году, но только сейчас он заполнен нефтью, а прокачка еще не началась. В нефтепровод должна поступать нефть с Пякяхинского месторождения ЛУКОЙЛа и Мессояхинского месторождения, совместно разрабатываемого "Роснефтью" и "Газпром нефтью". Сдвиг графика освоения месторождений на два года отложил на этот срок возможность «Транснефти» получать прибыль от эксплуатации трубы и, соответственно, возвращать взятые на строительство кредиты.
Нехватка нефти и срыв сроков сказался на экономических показателях проекта. Чтобы окупить расходы − а это 200 млрд рублей − хотя за 30 лет (нормативный срок службы нефтепровода), «Транснефть» была вынуждена значительно увеличить тариф на прокачку − в 2,9 раза при прокачке нефти от перекачивающих станций ГНПС-1 и в 4,2 раза − при прокачке нефти от НПС-2. Увеличение значительное, однако, по оценке аналитика «Уралсиб кэпитал» Алексея Кокина, сообщали «Ведомости», разница между первоначальным тарифом и предлагаемым ныне «Транснефтью» эквивалентна всего $1 стоимости прокачки барреля нефти на расстояние 100 км. Эксперт считает, что такое увеличение «не может резко отбросить проекты за границы рентабельности», на что жалуются нефтяники в письме в Минэнерго и ФАС. Тем не менее, ФАС не согласовала предлагаемый «Транснефтью» тариф, что ставит под угрозу начало эксплуатации нефтепровода − без утвержденного тарифа трубопроводная компания не может заключать договоры на прокачку нефти.
Похожая ситуация сложилась на другом пусковом объекте компании −нефтепроводе Куюмба-Тайшет. Из-за отсутствия заявленных объемов нефти для транспортировки "Транснефть" отозвала из ФАС заявку на тариф на прокачку. Как сообщил журналистам советник президента АК "Транснефть", пресс-секретарь Игорь Демин, тариф будет пересчитан на уточненные объемы поставки нефти.
По мнению источника «Ъ», если сроки ввода обоих нефтепроводов будут сдвинуты даже на несколько месяцев, это не станет серьезной проблемой для нефтекомпаний, которые сами затягивали их запуск из-за проблем с разработкой месторождений. Больше пострадает трубопроводная компания, которая уже заполнила нефтепроводы нефтью и теперь вынуждена поддерживать их в рабочем состоянии вне зависимости от того, прокачивается нефть по трубе или нет
Источник: Birzha.ru
09.11.2016 17:02