Нижний через 20 лет

Любая эпоха оставляет на лице города свои следы: морщины улиц, родимые пятна заводов, мелкие веснушки домов. 20 лет - небольшой срок в жизни города. Каким был Нижний Новгород в начале 90-х - мы помним. А каким он станет в начале 2030-х? Я попробовала заглянуть немного вперед и спросить неравнодушных людей, каким они видят Нижний Новгород в будущем. Картина получилась неоднозначная.

Взгляд снизу

Почему-то знакомые видят впереди исключительно пессимистичные картины.

- Город - одна большая пробка, площади парков сокращены, выглажены только центральные улицы.
- Сегодня никто не говорит о строительстве еще одного моста. Значит, город все больше будет разорван.
- Строится крайне мало социального жилья, и даже оно очень дорого.

Поэтому ожидаю массовое разрушение ветхих домов и переселение жителей летом в палаточные городки, а зимой в землянки. Ожидаю разрушение водопроводов, отопительных систем и других инженерных сооружений. Ожидаю массовую эмиграцию из Нижнего. Наиболее головастая часть населения уедет на заработки, общество будет деградировать вследствие плохого образования и низкой квалификации кадров.

Впрочем, мои знакомые - не архитекторы и не предсказатели, потому стоит обратиться к профессионалам. Все-таки они знают ситуацию лучше.

Вперед, на Ольгино и Бор

Мой первый собеседник - Виктор Быков , главный архитектор Нижнего Новгорода.

- Виктор Филиппович, как изменится архитектурный облик нашего города через 20 лет и о чем он расскажет наблюдателям?

- В конце 90-х - начале 2000-х мы пережили период строительного бума. В это время в Нижнем были построены разнообразные жилые и общественные здания по индивидуальным проектам, в архитектуре которых прослеживаются как мотивы старого города, так и современные течения мировой архитектуры. В настоящее время в Нижнем интенсивно ведется строительство социального жилья. Это новые микрорайоны «Молодежный», «Водный мир», «Седьмое небо» с жилыми 17-ти этажными зданиями, с квартирами эконом-класса и развитой структурой бытового обслуживания населения, включающего в себя детский сад, магазины, аптеки.

Изменится ли архитектурный облик нашего города через 20 лет? Безусловно. Вырастут новые жилые районы – «Большие Овраги», «Бурнаковская низина», деловые и коммерческие центры в «Старом Канавино», на территории Стрелки, в районе площади Сенной. Будет построена развитая сеть метрополитена, охватывающая заречную и нагорную часть города, со станциями у Оперного театра, Сенной площади, в Верхних Печерах, Анкудиновке, Ольгино и др.

В настоящее время выполняется проект развития «Рождественской стороны». В него войдут реконструкция самой улицы Рождественской, район «Мильошки», участок Нижне-Волжской набережной, на котором будет завершено строительство туристического комплекса у речного вокзала. Одновременно планируется выполнение комплексного благоустройства набережной от Канавинского моста до конца Гребного канала с устройством променада, видовых площадок, велодорожек, парковок для автомобилей.

- Будут ли снесены «хрущевки»?

- Каждый дом имеет свой физический и моральный износ. Жилые дома народной стройки на Автозаводе попадают в программу расселения ветхого фонда. На их месте будут возведены новые микрорайоны с развитой инфраструктурой. Расселив ветхий фонд, город постепенно будет решать и вопрос сноса панельных и кирпичных 4-5 этажных домов, так называемых «хрущевок».

В 2010 году был утвержден новый генеральный план города. Важнейшими задачами его является повышение уровня жизни населения города, качества жилой среды, доступности жилья и обеспеченности жилой площадью; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

- Вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов утверждал: «Город, который мы строим, стал враждебен человеку». С его точки зрения, слишком высокая плотность застройки, потеря зеленых и свободных пространств, нехватка детсадов, спортзалов и прочего делает город неудобным для жизни. А насколько наш город будет дружелюбен для человека? Вынесут ли «Красное Сормово», ГАЗ и другие заводы за черту города? Появятся ли в Нижнем новые зеленые скверы, детские сады?

- Генеральным планом города планируется постепенное сокращение производственных территорий, с преимущественной ликвидацией промышленности в центральной планировочной зоне, а также вдоль береговых зон рек Оки и Волги.

Заводы ОАО ГАЗ, «Красное Сормово» и др. являются градообразующими предприятиями и, конечно, останутся, а вот Нижегородский порт планируется выводить, и на его месте предполагается строительство административно-делового комплекса «Стрелка-Сити». Территорию завода «Красный якорь» планируем использовать под жилую застройку, территория ОАО «Эра» трансформируется под общественную функцию и т.д.

Как я уже сказал, новые жилые районы будут полностью обеспечены объектами социальной инфраструктуры, в первую очередь - школами и детскими дошкольными учреждениями. В настоящее время строятся три новых детских сада - в микрорайоне «Водный мир», на улице Тонкинская, в микрорайоне «Седьмое небо». Планируется строительство детских садов по ул. Коваленко в районе дома №2,.по ул. Космической, по ул. Ванеева в районе детской областной больницы и также в других районах города. К началу 2014 года нехватка детских садов в Нижнем Новгороде должна быть ликвидирована.

Существующая система озеленения города Нижнего Новгорода сложилась в процессе его длительного исторического развития, и главное место в сети озелененных территорий города принадлежит насаждениям общего пользования. В городе планируется создание бульваров, парков, скверов во вновь формируемых жилых микрорайонах, преобразование природных территорий для использования их в рекреационных целях. Это - Почаинский овраг, остров «Гребневские пески» на реке Оке в районе Канавинского моста, территория с озерами в Бурнаковской низине, территория вблизи Сормовского озера и др. На Стрелке после вывода Нижегородский порта планируется разместить новый парк. Промышленные предприятия и склады, находящиеся на берегах реки Оки, будут вынесены, в береговой зоне появятся зеленые бульвары и скверы.

Администрация города в ближайшие время планирует проведение работ по реконструкции Парка Победы на набережной Гребного канала, приведения в порядок Александровского парка и других парков города.

- Какой вы видите ситуацию с дорогами и парковками?

- Генплан предполагает строительство новых магистральных улиц городского и районного значения – трех колец с непрерывным движением, многоуровневых транспортных развязок, строительство линий скоростного трамвая, развитие линий метрополитена с выходом в нагорную часть города. Транспортные потоки будут дифференцированы: выделены пешеходные зоны, определены приоритеты общественного и личного транспорта, места перехватывающих парковок. Со временем проникновение личного транспорта в центральную часть будет уменьшаться. Например, в Лондоне преимущество отдается общественному транспорту, и это позволяет не загружать центр города личными автомобилями. Приехав в центр, можно оставить автомобиль на парковке и пересесть на общественный транспорт.

- Я недавно порадовалась за свой двор. Заасфальтировали дорожки, у каждого дома отделили бордюром место под 10 автомобилей…

- Да, в программе благоустройства дворовых территорий предусмотрены не только ремонт проездов и тротуаров, но и, по возможности, с условием соблюдения нормативных разрывов, устройство парковочных карманов для кратковременной стоянки автомобилей. В настоящее время в центральной части города проводит инвентаризация сараев и других объектов. За счет сноса этих строений будет увеличена площадь дворовых территорий и, соответственно, увеличена площадь зеленых насаждений.

- Какие крупные строительные проекты будут реализованы?

- Могу назвать несколько проектов будущего: технопарк в районе Анкудиновского шоссе, деловой центр на Стрелке, строительство нового жилого района в юго-восточной части города. В районе Ольгино к чемпионату мира по футболу в 2018 году планируется построить стадион на 40 тысяч зрителей, сеть гостиниц, новые жилые и деловые комплексы.

- Зеленый Город - уже часть Нижнего Новгорода. Давно поговаривают о том, что ближние города - Кстово, Бор - могут получить статус районов Нижнего Новгорода. Что вы думаете о такой перспективе?

- Генеральным планом не планируется увеличение городской территории. Однако, при условии решения всех юридических вопросов, увеличение площади города возможно за счет присоединения прилегающих территорий: на север - в сторону г. Бор, на юг - в сторону населенных пунктов Хватково, Сартаково, Румянцево, Федяково, на запад – в сторону г. Дзержинск, на восток – в сторону населенного пункта Утечино до р. Волги.

Город, куда идешь?

Интересно сравнить официальную точку зрения на город с мнением никем не ангажированных специалистов. В рамках Шестого фестиваля «Международный День архитектуры», который проходил в Нижнем Новгороде с 27 сентября по 17 октября, в нашем городе гостил Томас Штельмах , урбанист и архитектор из Германии.

С перспективами развития или угасания городов Томас Штельмах знаком не понаслышке. Во-первых, скрупулезно изучал опыт разных стран, во-вторых, сегодня сам специализируется на комплексном развитии городских территорий. Среди его последних работ - проект автономного жилого сообщества в Подмосковье А101, район Barking Riverside в Лондоне, градостроительный проект в сирийском Алеппо. И ворк-шоп ( workshop - дословно: цех, мастерская) в московском институте Strelka, посвященный острову Гребневские пески на Оке в Нижнем Новгороде.

На встрече с нижегородцами он говорил о «банальных» вещах. О том, что общественные организации без поддержки власти не смогут изменить ситуацию в городе, но и власти без поддержки общества - тоже. Как найти общий язык? Он вспомнил опыт Ванкувера, который сегодня считается одним из самых успешных и комфортных для проживания городов мира. В Ванкувере существует, скажем, общественная палата, и все градостроительные проекты должны сначала получить одобрение ее членов. В нее входит по два представителя от каждой организации: политической, общественной, градостроительной и т.д. Люди, которые участвуют в работе палаты, не могут быть оттуда изгнаны или заменены другими в течение определенного срока, и период их сотрудничества с палатой длительнее, чем срок полномочий мэра. При этом все заседания проходят в открытом порядке, чтобы не принималось секретных решений. А по итогам работы палаты издается журнал, где публикуются советы (не предписания) по тому, какие проекты не повредили бы жизни в Ванкувере.

Для того, чтобы начать изменения к лучшему, не всегда требуются огромные средства. Томас вспомнил албанскую Тирану, где мэр города предпочел ремонту водопровода в одном районе (на большее денег не было) выкрасить фасады домов в разные цвета. Очень спорное решение. Но оно стало толчком к развитию общества. Цены на покрашенные дома выросли. Люди гордились тем, что живут в розовом или зеленом здании. Они стали меньше выкидывать мусор на улицы и вспомнили о необходимости ремонта в своих квартирах.

«Нет нужды собирать грандиозные суммы, - говорит Томас Штельмах. - Можно даже почти без денег начинать делать вещи, которые потом перерастут в один большой план».

И судьба Гребневских песков - маленького острова на Оке - стала лакмусовой бумажкой, которая показала: не может существовать адекватного решения по благоустройству острова, пока неясно, в каком городе этот остров находится.

Московские студенты под руководством Глеба Виткова из Института медиа, архитектуры и дизайна Strelka подготовили пять сценариев развития этой территории. Это и «город-мост» с офисами, конференц-залами, гостиницами, парящий над практически нетронутым островом. Это и остров - демонстрационная площадка международных компаний. Это и парк с пляжем и стоянкой яхт. Это и «город XXI века» с образцами подходов к застройке и озеленению.

Студенческие попытки посмотреть на будущее острова слегка наивны, но, по мнению Томаса Штельмаха, все они приводят к одному выводу. Судьба острова зависит от судьбы города. Если Нижний видит себя туристическим центром, то тогда можно преобразовать остров в парк, например. Если он видит себя бизнес-центром, тогда можно подумать об острове - выставочной площадке.

Выбор на распутье

О возможных сценариях будущего и об ответственности жителей города говорит и Марина Игнатушко , обозреватель архитектуры:

- Специалисты говорят, что в генплане Нижнего Новгорода смешаны тактические и стратегические задачи. Разобраться в этом у нас возможности нет – надо быть большими специалистами, но высказанные сомнения кажутся убедительными, если вспомнить, что и как строится в городе, какими проектами последние годы грезили. Невозможно угадать общее видение, можно лишь наблюдать спонтанную активность на отдельных участках. Как это происходит? Возьмем для примера парк Автозавода. По проекту он был большим и протяженным, но первую очередь построили, а вторую по разным причинам отложили. Потом вторую часть отрезали от первой дорогой. И, в итоге, нашелся застройщик, заполнивший эту территорию недвижимостью. Второй очереди парка уже не будет, и первая потеснится под ФОК. Представить подобное с нью-йоркским Центральным парком невозможно – это дикий скандал! Мы же меняем приоритеты, условия, схемы с легкостью наперсточников.

Вместе с тем понятно, что такая «гибкость» и «маневренность» - от бедности. Хочется стабильности, определенности, но это возможно лишь при больших проектах. Не случайно во всем мире города радуются победам за право проведения олимпиад, чемпионатов, форумов – того, что обеспечено глобальными деньгами. Или хотя бы какой-то государственной программой – как при строительстве ФОКов. Получается, что сам город не знает, как ему жить, мало понимает, что он есть на самом деле, но при случае готов стать похожим на что-то уже состоявшееся. В таком случае заглядывать в будущее сложно, можно строить предположения лишь из насущных потребностей, воображая, что со временем их необходимо удовлетворить.

Например, очевидно, что транспортный коллапс – уже не за горами. Горы успешно срывают для прокладки дорог. Дороги постоянно ремонтируют – это бюджетные деньги (невыгодно быть экономными, как в Канаде). И непрерывно ведутся разговоры об улучшении и расширении, о неповоротливости трамваев, ужасах маршруток. В результате однажды машины просто сожрут город, если мы не поймем, что регулировать движение важно не только на перекрестках. Существуют радикальные меры: перераспределение точек притяжения (торговые центры – за город! Администрацию – за реку), изменение маршрутов, введение платы за стоянки и проезды.

Исторический город строился, когда транспорт был гужевой. От лошади до машины – сотни лет, при этом сам город вырос в разы! Когда сейчас говорят о расширении дорог, ориентируются исключительно на личные авто. Но, во-первых, город – это общее, а, во-вторых, новые виды транспорта могут появиться быстрее, чем мы предполагаем. Тогда понадобятся, быть может, площадки, подобные вертолетным. Кто это учитывает?

Кажется, что ситуация тупиковая: денег нет, нечего и суетиться. Но большие деньги на город просто так не свалятся, если Нижний не станет интересным для туристов и дружелюбным к собственным жителям. Это становление - весьма долгий и кропотливый процесс, требующий реального участия каждого.

У нас во время Дней архитектуры выступал Томас Штельмах - молодой урбанист из Берлина. Изучая опыт разных городов, он составил схему: вертикаль власти и горизонталь общественных организаций. Успешные города те, где горизонталь не только пересекается с вертикалью, но и достаточно активна. Общественные организации, которых не слышат администраторы, не справятся. Инициативные и грамотные власти, столкнувшись с инерцией и равнодушием общества, тоже ничего сделать не смогут. Какие тут перспективы?

От автора. Добрые перспективы Нижнего можно, конечно, связывать исключительно с привлечением инвестиций. Но, даже когда денег нет, люди могут что-то придумать. Это как ремонт в квартире. Можно сделать сразу евроремонт, сравнимый со стоимостью самой квартиры. А можно представить, каким хочешь видеть свое жилье в итоге и для начала сменить хотя бы занавески, хотя бы краской освежить кухню, а потом идти к своей цели. Постепенно и неуклонно.

Статья опубликована в газете "Полезная площадь" №44 от 09.11.2011 г.

 
По теме
Женщину, которая убила одну девочку и искалечила другую, признали виновной и отпустили на свободу — удивительный разворот в деле о повальном пьянстве на дороге.
Полиция установила личность школьницы. По данным ГУ МВД по Нижегородской области, с ней провели профилактическую беседу, а родителей привлекли к административной ответственности по ст.
В Балахнинский городской суд Нижегородской области для рассмотрения по существу поступило уголовное дело в отношении Р., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
Переходи дорогу правильно - Газета Знамя ОГИБДД ОМВД России "Володарский" вместе с помощниками из отряда ЮИД и учениками 5 В класса школы № 1 провели информационно-пропагандистскую акцию "Перехожу дорогу правильно!",
Газета Знамя
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
Миелома , также известная как миеломная болезнь или множественная миелома, является злокачественным заболеванием крови, который воздействует на плазматические клетки, ответственные за производство антител (и, соответственно,
ГБУЗ НО НОКОД
Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» - Администрация г. Дзержинск Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» В Нижегородской области подвели итоги ежегодного театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Администрация г. Дзержинск
Они родом из военного детства - Газета Знамя Уже более тысячи жителей Володарского округа стали обладателями нагрудного знака "Дети военного времени", ещё 500 человек получат его в самое ближайшее время.
Газета Знамя
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета День города. Нижний Новгород На минувшей неделе, в преддверии Дня работника культуры и Дня театра, состоялось вручение театральной премии «Нижегородская жемчужина» и других профессиональных наград работникам культуры.
Газета День города. Нижний Новгород