Мог ли Михаил Лермонтов написать стихотворение «Прощай, немытая Россия»?
Знаменитое стихотворение «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ» на прошлой неделе стало причиной политического скандала. Его процитировал Пётр Порошенко, радуясь, что Украине дали европейский «безвиз» и теперь она окончательно «разведётся» с Россией. Ну-ну... Стихи эти давно уже стали гимном всех, кому наша страна как кость в горле. Однако мало кому известно, что скандальное восьмистишие, приписываемое Михаилу Юрьевичу Лермонтову, скорей всего, сочинил совсем другой поэт...
Скажи-ка, дядя, ведь не даром?
По официальной версии, строчки, полные злобы и обиды на страну, Лермонтов написал перед отъездом на Кавказ весной 1841 года. Почти 27-летнему поэту жить оставалось недолго – тем же летом он погиб на дуэли с сослуживцем Николаем Мартыновым....
Говорили, что поэт как будто предчувствовал скорую смерть: он был раздражён, разочарован... Ехать на службу ему якобы не хотелось. Лермонтов провёл зиму в Петербурге, в отпуске, и надеялся выхлопотать отставку, чтобы заняться литературным трудом. Но получил отказ.
Вот, дескать, поэт и злился на «страну рабов, страну господ»... Убедительно? Вполне. Если не знать некоторых фактов, которые полностью переворачивают наше представление об этом скандальном стихотворении.
Дело в том, что это стихотворение Лермонтова впервые было опубликовано лишь спустя почти 50(!) лет после его смерти, а самое главное – оригинал, написанный лермонтовской рукой, вообще отсутствует!
Так откуда же взялись стихи?..
Оказывается, уже в 1870-е годы их «открыл» и опубликовал литературовед и издатель журнала «Русский архив» Пётр Бартенев. До нашего времени сохранилось письмо Петра Бартенева к издателю Петру Ефремову, готовившему в 1873 году к печати 2-томник сочинений Лермонтова. В письме Бартенев предложил Ефремову включить в собрание ранее неизвестное лермонтовское стихотворение.
Он процитировал его полностью и объяснил, что списал восемь строчек якобы с оригинальной рукописи, которую ему дали почитать двоюродные сёстры поэта по материнской линии. Они, оказывается, унаследовали после смерти поэта весь его архив. Издатель включать эти стихи в книгу отказался.
Спустя несколько лет (1890 г.) неугомонный Бартенев опубликовал скандальные строчки в своём журнале «Русский архив». На этот раз он сделал приписку о том, что стихотворение было якобы «записано современником со слов поэта». Выходит, лермонтовского оригинала Бартенев всё-таки не видел?
Кстати, когда после смерти наследников Михаила Юрьевича Лермонтова весь его архив передали в музейный фонд, рукопись злополучного стихотворения так и не нашлась. И до сих пор её в глаза никто не видел!
Ещё один интересный факт: уважаемый издатель Пётр Ефремов, который до конца 19-го века несколько раз переиздавал сочинения Лермонтова, ни разу(!) так и не включил «немытую Россию» ни в одно собрание сочинений.
Почему? Не пропускала цензура? Или у издателя были сильные сомнения в подлинности стихов? Нет ответа.
Герой не нашего времени
Споры об авторстве знаменитого восьмистишия не утихали очень долго. Многие авторитетные литературоведы 19-го века утверждали, что гениальный Лермонтов не мог написать эти весьма примитивные вирши. Дескать, не его стиль, не его образы... Но чьи же тогда стихи?
Говорят, что в литературной среде 19-го века в большой моде были литературные розыгрыши и мистификации. Не исключено, что стихи «под Лермонтова» мог написать кто-то из молодых литераторов. И даже называли имя возможного автора – бывший чиновник Министерства внутренних дел, открывший в себе дар поэта-сатирика, Дмитрий Минаев.
Этот бойкий литератор, сотрудничавший с юмористической газетой «Искра», прославился в 70-е годы 19-го века тем, что в издевательской манере «перепевал» стихи русских дворянских поэтов: Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета. Лермонтов тоже был его любимой «мишенью»...
Как пишут современники, Минаев был типичным либералом, западником и русофобом. Слова про «немытую Россию, страну рабов, страну господ» были любимой «пластинкой» в среде его друзей и единомышленников.
Мог он сочинить эти стихи, которые впоследствии приписали Лермонтову? Вполне! Литературоведы утверждают, что Минаев просто спародировал стихотворение Пушкина «Прощай, свободная стихия!», а нигде более не встречающиеся у якобы Лермонтова «мундиры голубые» появляются только в сатирической поэме «Демон», написанной тем самым Минаевым в 1874 – 1879 годах. Судя по всему, стихи были признаны «вершиной политической лирики Лермонтова» после революции 1917 года. Выходит, лермонтовский авторитет понадобился пришедшим к власти большевикам? Чтобы его словами заклеймить старую царскую Россию? Это очень вероятно.
Тем не менее, как утверждает современный литературовед Павел Краснов, спорное стихотворение не изучали в советских школах вплоть до 60-х годов. И якобы только в годы политической «оттепели» его включили в школьные учебники и обязали заучивать наизусть.
«В среде литераторов ходят слухи, что «продавили» это решение с уровня ЦК КПСС через Академию наук, – утверждает Павел Краснов. – Но кто именно стоял за этой идеей, до сих пор неизвестно». Видимо, либеральному духу того времени оно оказалось созвучно.
В наше время строчки о «немытой России» наполнились новым политическим смыслом. Сейчас их с радостью цитируют все наши ненавистники и злопыхатели, типа Петра Порошенко. А Лермонтовым прикрываются, как щитом. Очень жаль, что наш президент Владимир Путин во время прямой линии попался на провокацию Порошенко, процитировавшего якобы Лермонтова, и тем самым как бы признал его авторство.
«Более сильного литературного аргумента для опорочивания России, чем ссылка на её национального гения, трудно придумать», – написала по этому поводу публицист Александра Кутырёва. И она совершенно права.
Вот как бы воспринимались хлёсткие строчки про «немытую Россию, страну рабов, страну господ», если бы честно сказали, что это стихи неизвестного поэта конца 19-го века? Были бы они кому-то интересны?
То-то же...
ЗНАЕШЬ?
Первый раз Лермонтова отправили служить на Кавказ в 1837-м году – по политическим мотивам. Михаил Юрьевич, потрясённый смертью Пушкина, написал смелое стихотворение «На смерть поэта», в котором эмоционально и дерзко обвинил в его гибели царский двор. Стихи дошли до императора Николая I – разразился страшный скандал. Лермонтова, который служил в Петербурге офицером, арестовали.
Спасло его только заступничество богатой и влиятельной бабушки, а также друзей Пушкина – особенно поэта Василия Жуковского. Через несколько месяцев бабушка Лермонтова добилась, чтобы внука перевели служить в центральную Россию.
Однако уже зимой 1840-го года «Мишеля» снова вернули на Кавказ – на сей раз из-за дуэли с сыном французского посла де Баранта. Поединок из-за оскорбительной эпиграммы, написанной Лермонтовым, закончился тем, что дуэлянты остались живы. Однако Лермонтова отдали под трибунал и снова отправили на Кавказ.
В то время он уже был знаменит: в журналах публиковали его стихи и роман «Герой нашего времени». Лермонтов мечтал выйти в отставку и посвятить себя литературе. Зимой 1841 года он приехал в отпуск в Санкт-Петербург с этой мыслью. Однако со службы его не отпустили.
Поэт снова уехал на Кавказ, где 15 июля 1841 года погиб на дуэли из-за глупого бытового конфликта с сослуживцем Николаем Мартыновым.
Наталия ВОЛГИНА.