В фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров» главный герой, которого играет Станислав Любшин, ходит по залу привокзального ресторана и пристаёт с расспросами к военным, не помнят ли они песню, в которой есть такие слова: «Не для меня придёт весна, не для меня… И сердце девичье забьётся в восторге чувств не для меня».
Меня пригласили на концерт Елены Курбановой, о которой не так давно я написала заметку. С удовольствием приняла приглашение. День был субботний, который я традиционно провожу возле кухонной плиты. Поэтому оторваться от кастрюль в законный выходной — моя постоянная мечта. Опять же приём в Версальском дворце обошёлся без меня, да и на прогулку в Булонский лес никто не позвал. Я посчитала, что Дворец культуры ГАЗа ничем не хуже предместий Парижа.
Театральный зал полон. Как писал Пушкин, «партер и ложи — всё блестит». Стих гомон голосов, погасили свет в зале, и на ярко освещённую сцену вышла в роскошном костюме с кокошником Елена Курбанова. И полилась раздольная песня, как река, и в песне этой — вся жизнь человека. Течёт и переливается, как матушка-Волга.
Танцевальная группа (руководители — супруги Гоца) придавала особый колорит произведению, я бы даже сказала — особую атмосферу.
Мы ждали выступления ансамбля «Вольница», который во Дворце культуры ГАЗа появился с лёгкой руки Елены Курбановой. Об этом небольшом, но талантливом коллективе я уже слышала лестные отзывы. И вот наконец ансамбль на сцене. Пять музыкантов-профессионалов: две женщины-солистки и мужчины — они и певцы, и аккомпаниаторы.
Тут и грянул праздник мощной казачьей и русской народной песни. И мы услышали кубанскую прощальную «Не для меня придёт весна, не для меня Дон разольётся». Собирался казак на войну за царя и Отечество, хоть и знал, что ждёт его в бою верная смерть. И прощается он со своими родными навек, вызывая слёзы у матери и отца и глубокую скорбь в душе жены либо невесты.
Так виртуозно эту невесёлую песню исполнила «Вольница», таким мощным аккордом закончила, что зал взорвался громом аплодисментов и криками «Браво!»
Впрочем, «браво» и «бис», а также вызовы на поклоны неоднократно звучали в тот вечер. Давно уж я с таким воодушевлением не аплодировала артистам, а такое хорошее народное пение слышала только на концерте Людмилы Зыкиной, когда она исполняла «Поэторию» Родиона Щедрина в Горьковской филармонии.
Не только пела, но и плясала Елена Курбанова замечательно. Вот она, казачка гордая и непокорная. Она и пляшет царственно, независимо, вдохновенно, на зависть всем.
Не знаю, как там в лондонах-парижах, а у нас, в автозаводском Дворце, поёт сама Россия, да так звонко и так задушевно, что не хочется, чтобы концерт заканчивался.