Обобщенные ответы Нижегородского УФАС России на вопросы участников Вторых публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Нижегородского УФАС России

Вопросы поступили от участников Вторых публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области , проведенных территориальным антимонопольным органом 28.09.2017   с 11.00-14.00

 

I . Ответы на вопросы по теме контроля рекламы на рынке финансовых услуг:

 

1. Вопрос от проекта BANKNN.RU

- В социальной сети «Вконтакте» на пабликах, посвященных тому или иному району Нижегородской области, в последнее время появилось много рекламы кредитных организаций и их продуктов – займов под материнский капитал. Просим проверить законность таких публикаций.

- Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Поскольку эта мера государственной поддержки является социально значимой, к рекламе любых услуг, где упоминается материнский капитал, привлечено особое внимание. Это связано с тем, что в большом количестве появились мошенники, предлагающие незаконные схемы обналичивания таких средств.

Необходимо учитывать, что материнский капитал может быть использован только на цели, прямо предусмотренные Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Они указаны в части 3 статьи 7 указанного закона, и их перечень строго ограничен.

Итак, семейный капитал может быть направлен на:

- улучшение жилищных условий (приобретение либо строительство жилья, погашение ипотеки);

- получение образования ребенком;

- формирование накопительной части пенсии для женщин, родивших второго или последующего ребенка после 1 января 2007 года.

Из этого перечня следует, что займы под средства материнского капитала могут быть выданы только для улучшения жилищных условий.

В соответствии с действующим законодательством заем (займ) является финансовой услугой.

Согласно пункту 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама займов под материнский капитал согласно Закону «О рекламе» относится к финансовым услугам. Следовательно, такая реклама должна соответствовать как общим требованиям (статья 5), так и специальным требованиям (статья 28) ФЗ «О рекламе».

Применительно к сообщениям, распространяемым в сети Интернет, необходимо учитывать следующее.

ФЗ «О рекламе» не распространяется на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, в случае, если физическое лицо, например, размещает объявление о продаже деревенского дома и указывает в нем, что согласен на оплату покупки, в том числе за счет средств мат.капитала, такое сообщение не будет являться рекламой.

Реклама финансовых услуг, размещаемая компаниями на собственных страницах, также не будет является рекламой, поскольку размещена не на сторонних ресурсах, а на странице производителя/продавца услуги.

В иных случаях сообщения, распространяемых финансовыми организациями с предложением своих услуг, будут являться рекламой и, как следствие, должны быть достоверными и соответствовать требованиям ст.28 Закона.

Правовое регулирование обязательств по займу осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов займов: целевой, государственный и не целевой.

Из части 1 статьи 807 ГК РФ следует, что по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно статье 808 ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом  минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.06 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 10 Федерального закона от 29.12.06 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»:

  1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться :

  1) на приобретение (строительство) жилого помещения , осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

  2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства , осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) микрофинансовой организацией в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях";

3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации";

4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

При этом кредитные потребительские кооперативы вправе выдавать займы только своим членам, что обязательно должно быть указано в рекламе.

8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

Согласно статье 4 Постановления Правительства РФ от 12.12.07 №862 (ред. От 25.03.13) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

 

2. Вопрос от Елены Ш.:

- В газете части вижу рекламу «Выдаем займы». Кроме номера телефона ничего не указано. Можно ли верить такому объявлению, законно ли это? Спасибо.

- С точки зрения положений статьи 28 Закона первым требованием, предъявляемым к рекламе финансовых услуг, является обязательное указание наименования или имени лица, оказывающего финансовую услугу.

Отсутствие в рекламе таких сведений является прямым нарушением ФЗ «О рекламе».

Ответственность за данное нарушение несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель в соответствии с санкцией части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Практика Нижегородского УФАС России по части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» складывается таким образом:

Период

Общее количество дел, возбужденные по фактам распространения рекламы финансовых услуг

Количество дел, возбужденных по части 1 статьи 28 Закона

2016 год

18

9

9 месяцев 2017 года

23

3

 

3. Вопрос от потребителя рекламы К.:

- Часто на рекламных конструкциях размещается реклама банков, где текст, написанный мелким шрифтом, не виден. Несут ли банки за это какую-нибудь ответственность?

- В соответствии с частью 2 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна :

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг , влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий .

Следующим требованием, являющимся обязательным при распространении рекламы финансовых услуг, является норма части 3 статьи 28 Закона, предусматривающая следующее:

« если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа , пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие , влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия , определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

При рассмотрении обращений, разрешении дел, возбужденных по признакам нарушения частей 2, 3 статьи 28 Закона антимонопольный орган исходит из фактических обстоятельств размещения рекламного сообщения.

В случае, если реклама распространяется на рекламных конструкциях, учету подлежат такие обстоятельства как вид рекламной конструкции, место ее размещения, наличие у потребителя возможности подойти ближе к конструкции, остановить автомобиль с тем, чтобы ознакомиться с размещенной на конструкции информацией.

В случае, если реклама размещает на конструкциях типа «призматрон», то в расчет принимается также фактическое время демонстрации рекламы до момента смены изображения.

Аналогично учитывается время и при анализе рекламы, размещенной в формате видео-ролика или динамично меняющегося баннера, распространяемого в сети Интернет.

В случае, если формальное присутствие в рекламе иных условий, представленных мелким шрифтом и в течение минимального отрезка времени, не позволяет всем категориям потребителей воспринимать данные сведения, а, следовательно, не может рассматриваться как их фактическое наличие, такая реклама признается ненадлежащей.

 

II . Ответы на вопросы по теме практики осуществления антимонопольного контроля в сфере ЖКХ:

 

4. Вопрос от председателя ТСЖ Маргариты Терещенко:

- Бремя содержания бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей порой пытаются возложить на жителей многоквартирных домов.

Кто несет ответственность за содержание бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей?

- Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5,9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Частью 5 статьи 8 названного Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

 

5. Вопрос от студента юридического факультета ННГУ им.Н.И Лобачевского:

- Каков порядок осуществления закупочной деятельности субъектами естественных монополий и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения?

- Законом N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе к субъектам естественных монополий и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом).

Закон N 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность заказчика, за исключением отношений перечисленных в части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ:

  -куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств, по которым предусматривает поставки товаров;

- приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

- закупкой в области военно-технического сотрудничества;

  - определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

  - осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

  - закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг и т.д.

С учетом изложенного субъектам естественных монополий и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, при осуществлении закупочной деятельности необходимо руководствоваться Законом N 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности.

 

6. Вопрос от предпринимателя Николая Ключевского:

- Из чего складывается плата за подключение к сетям холодного водоснабжения. Законно ли взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение каких-либо иных платежей при подключении абонента к сетям.

- Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением) не допускается.

Плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает ( превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки) устанавливаемый в порядке , утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя (часть 13 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении).

 

7. Вопрос от нижегородки Ирины К.:

- В каких случаях организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение вправе прекратить, ограничить  холодное водоснабжение и водоотведение?

- Статья 21 Закона о водоснабжении и водоотведении. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение , транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенного два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (далее - неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы);

4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

Прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод в вышеуказанных случаях осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

 

8. Вопрос от студента НИУ ВШЭ - Нижний Новгород И.Бакулева:

- Каков порядок определения организации, осуществляющей подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения в случае, когда отсутствует гарантирующая организация?

- Пункт 88 постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Заявитель , планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение).

Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.

 

9. Вопрос от служащей И.Зайцевой:

- В настоящее время органы ФАС России фактически отстранены от контроля закупок по 223-ФЗ. Есть ли в органах ФАС России планы по изменению сложившейся ситуации, в том числе, нормативному. Видите ли Вы какие-то политические нюансы в их реализации?

- Утверждение о фактическом отстранении органов ФАС России от контроля закупок, проводимых в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не является верным. Хозяйствующие субъекты, на которых в соответствии с нормами законодательства возложена обязанность руководствоваться при проведении закупок, товаров, работ, услуг нормами Закона №223-ФЗ, а также действия таких субъектов при проведении ими закупок остаются предметом контроля со стороны антимонопольных органов, в том числе на соответствие их положениям статей 17, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, нельзя забывать о статье 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за ряд нарушений порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьей Кодекса, является антимонопольный орган.

На дачу каких-либо разъяснений о наличии возможных нормативных изменений территориальные органы ФАС России не уполномочены.

 

III . Ответы на вопросы по теме практики осуществления контроля антимонопольных органов в сфере закупок

 

10. Вопрос от представителя отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области Дмитрия Ж.:

  •  
  • - Данные сайтов органов власти, а также иные интернет – ресурсы не могут служить основанием для отклонения, поскольку информация с таких ресурсов не является надлежащей.

     

    11. Вопрос от служащего отдела тылового обеспечения Нижегородской таможни Романова И.:

    - Можно ли отклонить участника закупки за отсутствие в составе первых частей торгового наименования товара и как в ФАС России доказывать, что предлагаемый участником закупки товара однозначно есть торговое наименование .

    - Отсутствие торгового наименования не является основанием для отклонения заявки. Товарный знак является знаком, служащим для индивидуализации товаров и проходящий государственную регистрацию. Доказательством наличия такого знака может являться информация о нем, внесенная в Государственный

     

    12. Вопрос от преподавателя Нижегородского Государственного технического университета им.Р.Е.Алексеева (ИНЭУ – Институт экономики и управления):

    - В электронном аукционе подана заявка организацией, которая сильно снизила цену (ниже себестоимости ремонта), и нашей организацией изначально известно, что «победитель» не имеет необходимой ремонтной базы, необходимых специалистов в штате, кроме того другие организации, которые заключали контракт с «победителем» уже имеют сложности с исполнением контракта (услуги оказываются не в срок или не оказываются вообще).

    - Как отклонить или защититься от заключения контракта с таким «победителем».

    - В рассматриваемом случае применяются антидемпинговые меры, предусмотренные положениям статьи 37 Закона о контрактной системе.

    В случае невыполнения победителем электронного аукциона требований, определённых в статье 37 Закона о контрактной системе он признаётся уклонившимся от заключения контракта.

     

    13. Вопрос от начальника юридического отдела МКУ «Городской центр градостроительства» Л.В.Чудиновой :

    - Необходимо ли при осуществлении торгов на право заключения договора на установку и размещение рекламных конструкций руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

    - Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ  «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) или осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

     

    14. Вопрос от общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Грачева С. :

    - В связи с реформой СРО как устанавливать требования ко второй части заявки?

    -01.07.2017 внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым (часть 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации)  индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального   строительства.  При этом предусмотрены случаи, когда членство в СРО не требуется (части 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ).

    Таким образом, единственным требованием к участнику закупки при осуществлении закупки работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является членство в соответствующей СРО (кроме предусмотренных ГрК РФ исключений) является выписка  о членстве в СРО ( или надлежащим образом заверенная копия такой выписки), соответствующая требованиям, установленным ГрК РФ

     

    15. Вопрос от представителя юридического отдела  ГБУ НО НГОТРК ННТВ Орловой Л.С.: :

    - Каким образом осуществлять закупки работ по ремонту общего имущества?

    - В соответствии с частями 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным статьей 93 названного закона. При этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

    Вместе с тем Закон о контрактной системе не предусматривает возможность заключения контракта с единственным подрядчиком на выполнение текущего ремонта общего имущества здания. Также названным законом  не предусмотрена возможность проведения торгов таким образом, чтобы на стороне заказчика выступали несколько государственных заказчиков.

    При этом заключение контракта на выполнение указанных работ не подпадает под исключение, предусмотренное статьей 2 Закона о контрактной системе, а также не подпадает под случаи закупок у единственного в соответствии со  статьей 93 Закона о контрактной системе. Применение аналогии Закона и осуществление закупки на выполнение текущего ремонта общего имущества здания на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе также не предоставляется возможным, учитывая положения пункта 2 статьи 3 данного закона. Применять аналогию норм в случае, если какие- либо отношения не  урегулированы Законом о контрактной системе, данным законом не предусмотрено.

    Несмотря на то, что проведение конкурентных закупок участниками контрактной системы, являющимися заказчиками в смысле понятий Закона о контрактной системе, на выполнение работ в объеме пропорциональном их доле в общем имуществе, весьма затруднительно в связи с невозможностью определения фактического объема работ, что является обязательным в силу прямого требований статей 33 и 42 названного закона,  осуществление подобных закупок  у единственного подрядчика (кроме случаев  закупки на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе) будет являться нарушением требований действующего законодательства.

     
    По теме
    Уважаемые коллеги! В связи с систематическими недочетами и нарушениями при разработке производственных программ регулируемыми организациями доводим до Вашего сведения следующую информацию.
    04.10.2017
    В новый год без долгов! При погашении задолженности до нового года ОАО «Нижегородский водоканал» не будет начислять пени. - Газета Нижегородский рабочий 1 октября 2017 года Нижегородский водоканал запустил акцию «В новый год без долгов».
    04.10.2017
     
    Онлайн-калькуляторы организаций, осуществляющих деятельность в сфере тепло-водоснабжения и водоотведения - Органы государственной и муниципальной власти В целях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области, в рамках внедрения целевой модели «Подключение к системе теплоснабжения,
    15.09.2017
     
    Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проводит VII всероссийский конкурс журналистов «Предпринимательство в России: история, проблемы, успехи».
    19.08.2018
     
    Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» проводит VII всероссийский конкурс журналистов «Предпринимательство в России: история, проблемы, успехи».
    19.08.2018
     
     
     
    Блог о США: экология - NewsNN.Ru Фото: news.nn Здравствуйте, меня зовут Алена Глазкова. Я родилась и выросла в России.
    18.08.2018
     
    Управление на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу и поисково-спасательная группа «Рысь» заключат соглашение о взаимодействии, сообщает пресс-служба УТ МВД России по ПФО.
    17.08.2018
    Работники культуры Дальнеконстантиновского района приняли участие в обсуждении проекта Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области - Единая Россия Участники отметили важность активного участия в голосовании за Стратегию и выборах главы региона Сегодня работники культуры Дальнеконстантиновского района приняли участие в обсуждении проекта Стратегии социально-эконо
    17.08.2018
    Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода приглашает потенциальных покупателей (инвесторов) на презентацию выставленных на продажу муниципальных объектов 23 августа
    17.08.2018
     
     
    Следователи СО по г. Бор СУ СК России по Нижегородской области возбудили уголовное дело в отношении 43-летнего мужчины, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
    19.08.2018 СУ СК РФ
    Территория поиска расширена до 60 километров Возможно, вы видели пропавшую Машу Ложкареву © / Пресс-служба ГУ МВД по Нижегородской области Следователи внимательно относятся к любой информации о 13-летней Маше Ложкаревой,
    17.08.2018 АиФ Н.Новгород
    За 7 месяцев 2018 года в Дзержинске произошло 18 ДТП по вине пешеходов, в которых один человек погиб и семнадцать получили телесные повреждения.
    16.08.2018 Дзержинское время
    Директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина выступит перед нижегородцами с лекцией «Система дизайн в СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)» 19 августа в 19:00,
    19.08.2018 Время Н
    Нижегородцев приглашают на экологическую акцию Чистая душа на озере Светлояр 25-26 августа - НИА Нижний Новгород Нижегородцев приглашают на экологическую акцию Чистая душа на озере Светлояр 25-26 августа Благотворительная экологическая акция "Чистая душа" состоится в селе Владимирское Воскресенского района Нижегородской области
    19.08.2018 НИА Нижний Новгород
    С днем рождения! - ХК Старт Хоккейный клуб «Старт» поздравляет с днем рождения полузащитника команды Максима Гавриленко!
    20.08.2018 ХК Старт
    Уже много лет в нашей стране во вторую субботу августа отмечается всероссийский день физкультурника.
    18.08.2018 Вачская газета
    «Чаще всего передается по наследству характер, реже – ум и чрезвычайно редко – талант», – сказал как-то наш современник Илья Шевелев.
    19.08.2018 Нижегородская правда
    Сотрудники Специального управления ФПС №38 МЧС России  совместно с подразделениями Главного управления МЧС России по Нижегородской области провели тренировочное пожарно-тактическое учение (ПТУ) по ликвидации условного по
    19.08.2018 МЧС Нижегородской области
    Нижегородская агломерация занимает второе место среди 38 субъектов Российской Федерации по объему выполненных работ по ремонту автомобильных дорог проекта «Безопасные и качественные дороги».
    18.08.2018 Правительство Нижегородской области