Общественно-консультативный совет при Нижегородском УФАС России, прошедший 14 декабря 2017 года, проанализировал успешность работы с вызовами и угрозами на поле добросовестной конкуренции региона.
Перед началом заседания ОКС Михаил Теодорович провел брифинг для СМИ.
Повестка заседания, собравшая на площадке антимонопольного органа представителей некоммерческих организаций, общественных объединений и бизнес-сообществ, включала проблемные вопросы в сферах экономической деятельности в Нижегородской области в сфере госзакупок, обращения твердых коммунальных отходов (ТКО), продажи алкогольной продукции, тарифного регулирования, а также в сфере торговли.
Начальник отдела контроля госзакупок Светлана Кирьякова проанализировала ситуацию, складывающуюся с принятием региональных законодательных актов. закрепивших исключительные полномочия ГП НО «НОФ» выступать единственным исполнителем на нескольких смежных рынках по поставками лекарственных средств и изделий медицинского назначения в отсутствии конкурентной процедуры.
- По признанной судом незаконной схеме закупок региональными заказчиками услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения объем в финансовом выражении составил сумму свыше 3 и 4 млрд. рублей, - конкретизировала Светлана Кирьякова - В 2017 году объем закупки у единственного поставщика ГП НО «НОФ» превысил сумму в 8 млрд.
Видение основных требований к территориальной схеме обращения с отходами и отбору регионального оператора присутствующим перечислила начальник отдела контроля органов госвласти Анжелика Клевцова. Мероприятия по трансформации территориальной схемы и отбор регионального оператора не должны увеличить экономическую силу существующих на данном рынке хозяйствующих субъектов. Необходимо предусмотреть возможность прекращения полномочий регионального оператора-хозсубъекта в случае злоупотребления им рыночной силой. Следует учитывать влияние вносимых изменений на деятельность участников смежных рынков. Обоснованно определение нескольких региональных операторов и введение ограничения на возможность выступать в качестве регионального оператора хозяйствующему субъекту, осуществляющему один из циклов комплексного процесса обращения с ТКО, ввиду особенностей рынка твердых коммунальных отходов в регионе. Территориальное деление области на зоны обслуживания регионального оператора должно соответствовать сложившимся потокам ТКО в регионе. Важное значение для тарифной политики имеет минимизация транспортного плеча в осуществлении перевозок ТКО и его составляющая в общем тарифе. В качестве начальной цены необходимо исходить из средней цена либо в округе, либо в сопоставимых регионах. Целевым индикатором эффективности территориальной схемы и отбора регионального оператора должно быть ограничение роста тарифов на рынке твердых коммунальных отходов.
Антимонопольный орган видит прямое нарушение федерального законодательства и создание барьеров в доступе на товарные рынки и в ситуации с принятием регионального закона "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области».
- Идет расчистка полей для сетевой торговли алкоголем в пользу федеральных сетей, одновременно ущемляются интересы местных поставщиков магазинов шаговой доступности, - оценил происходящий процесс руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович. - В конечном счете от этого пострадает рядовой нижегородец, поскольку алкоголь – товар якорный: запрет на его торговлю приведет к вымыванию местных сетей из ритейла.
В сфере торговли зафиксировано сокращение рыночного пространства, на котором действуют местные продавцы и поставщики, подтвердила складывающуюся тенденцию начальник отдела контроля экономической концентрации Тамара Григорян. Этот, характерный прежде для рынка продовольствия, тренд теперь распространяется и на рынок мелкорозничной торговли топлива.
Содержательно и организационно поддержав и развив предложенные схемы работы с проблемным полем, ОКС рекомендовал представить видение дальнейших действий вниманию заинтересованных структур в правительстве региона.