Учёные ННГУ исследуют потенциал современной российской негосударственной социальной работы
Ученые Университета Лобачевского под руководством профессора Зарэтхан Саралиевой исследуют потенциал реализации социальных услуг для пожилых людей общественными и религиозными организациями современной России.
Работа ученых сфокусирована на трансформации социальной работы с пожилыми в последние четыре года в связи с актуализацией договорных отношений в социальном обслуживании и участии социально - ориентированных некоммерческих организаций в конкурсе на государственные субсидии.
Изучение негосударственной социальной работы в отношении пожилых проведено с помощью комплекса исследований, включая контент-анализ экспертных интервью представителей религиозных организаций об оказании ими социальных услуг (N=59) с 2008-2013 гг.; анкетирование населения Нижнего Новгорода по квотной выборке (N=1976) в 2013-2014 гг.; обобщение бесед по учету религиозных потребностей клиентов в оказании социальных услуг в государственных социальных учреждениях (N=53) в 2015-2016 гг., наблюдения авторов за оказанием социальной помощи пожилым религиозными организациями Нижнего Новгорода, Москвы, Украины и Германии последние 20 лет.
Впервые учеными Университета Лобачевского был проведен сравнительный анализ конструирования идеологии социальной помощи пожилым в государственных учреждениях, общественных и религиозных организациях.
Социальная политика в отношении пожилых в современной России претерпела трансформации с начала 1990-х гг. и ориентирована сейчас в большей мере на экономическую самостоятельность граждан старшего возраста, активное долголетие и реализацию социальной субъектности в различных сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем, социальное обслуживание пожилых остается наиболее традиционной сферой и демонстрирует многие стереотипы прежнего времени. Государственная социальная работа с клиентами старшего возраста основана на традиционной парадигме, ей свойственна большая жесткость по сравнению с оказанием социальных услуг другим, более ресурсным, клиентам. Негосударственная социальная работа развивается неравномерно, разные виды НКО представляют обычные формы заботы наряду с инновационными.
Социальная работа религиозных организаций демонстрирует более стереотипный взгляд на пожилого человека как пассивного получателя помощи, в риторике экспертов отсутствует обращение к ресурсам пожилых или возможности их активизации. Сами пожилые (потенциальные) клиенты, как правило, считают, что им должны оказывать помощь в любом случае. Они рассчитывают на сострадание и милосердие сотрудников религиозных организаций, а социально-экономические услуги предпочитают получать от государства, воспринимая его как главный ресурс помощи.
«Социальная работа религиозных организаций в современной России демонстрирует признаки профессионализации. Здесь складываются отличия от светской социальной работы как государственных учреждений, так и НКО. Формирование клиентелы, адаптация различных подходов, значимость религиозности клиента, социального работника и жизни общины приобретают важное значение в дальнейшем развитии социальной работы в рамках разных конфессий»,- подчеркивает в своем исследовании профессор Зарэтхан Саралиева.
Помощь религиозных организаций направлена на изменение жизни клиента, которое связано с принятием религиозного подхода к разрешению проблем, а также интеграцию в жизнь общины и конструктивного взаимодействия с церковным социальным работником.
В результате проведенного контент-анализа ученые Университета Лобачевского выявили, что одной из значимых тем обсуждения стали выбор и обоснование проблем и клиентелы социальной работы религиозных организаций.
По словам одного из ученых доцента Ирины Петровой, выбор аудиторий и того, какие проблемы будут решаться, обосновываются богословской риторикой. Преобладающей категорией клиентов при этом, являются пожилые люди, они понимаются как пассивные получатели помощи, о которых надо заботиться и которым следует помогать. Пожилые священнослужители, вдовые матушки, бездомные, одиноко проживающие и хронически больные пожилые оказываются основными получателями помощи. В интервью о них говорят в терминах пассивных потребителей услуг.
Исследователи с помощью анкетного опроса изучили мнение населения о социальной работе религиозных организаций. Более пожилые люди демонстрируют значимо резкое отрицание реальных возможностей религиозных организаций, возможно, в силу сохранившихся атеистических взглядов. (Табл. 1).
Таблица 1. Оценка реального влияния российских религиозных организаций на социальную ситуацию в стране (в % от числа опрошенных)
Реальное влияние российских религиозных организаций на социальную ситуацию в стране (N =1976) | |||||||||
| Возраст респондента, лет | В целом по выборке | |||||||
18 - 25 | 26 - 30 | 31 - 35 | 36 - 45 | 46 - 55 | 56 - 65 | 66 - 75 | 76 - 90 | ||
Оказывают существенное влияние | 7 | 15 | 14 | 14 | 16 | 17 | 14 | 16 | 13 |
Оказывают некоторое влияние | 51 | 46 | 54 | 51 | 53 | 53 | 54 | 51 | 51 |
Практически не оказывают влияния | 32 | 27 | 24 | 27 | 21 | 25 | 17 | 17 | 25 |
Не влияют | 10 | 12 | 8 | 8 | 10 | 5 | 15 | 16 | 10 |
Ученые доказали, что по мере того, как сокращается доход семьи, уменьшается уверенность в реальности влияния религиозных организаций на социальную ситуацию страны. Можно предположить, что именно малообеспеченные респонденты ожидают помощь больше, чем другие, и не получают ее.
«Пожилые респонденты склонны обращать большее внимание на социальные проблемы, актуальные в их возрасте – расходы на здравоохранение, вопросы ЖКХ в противовес меньшему интересу к развитию культуры. Сами пожилые гораздо в большей степени хотели бы активной помощи со стороны религиозных организаций для себя и своих ровесников. Это заметно в ответах более старших возрастных групп выборки (65% – респонденты от 56 до 65 лет, 71% – от 66 до 75 лет, и 70% – от 76 до 90 лет). Создается впечатление склонности пожилых респондентов к пассивному восприятию помощи и социальных услуг от религиозных организаций»,- комментирует Ирина Петрова.
Пожилые респонденты склонны отдавать предпочтение социальным услугам религиозных организаций по позициям «Сострадание» и «Любовь к людям», но чаще доверяют государственной социальной работе в вопросах профессионального образования и доступности. Пожилые всегда чуть оптимистичнее представителей других возрастов оценивают социальные услуги религиозных организаций. При этом исследование показало, что в большинстве случаев респонденты не обращались за услугами в религиозные организации и оценивают их умозрительно.
Учеными вскрыто неравномерное отставание идеологии социальной работы от ориентиров социальной политики. Основной вид деятельности государственных учреждений – формирование регистра получателей и осуществление социальных услуг. Некоммерческие светские социальные организации демонстрируют гораздо больший ассортимент социальных услуг и готовы к внедрению инноваций. Религиозные организации традиционно относят пожилых к клиентам социальной работы и ориентируют их на пассивное получение помощи.
«Ожидания пожилых в отношении социальных услуг государственных учреждений и религиозных организаций ориентированы на пассивное получение помощи. Эксперты религиозных организаций конструируют пожилых клиентов в терминах получателей помощи, игнорируя их ресурсность и возможность активизации», - отмечает профессор Зарэтхан Саралиева приводя результаты исследования.
По итогам проведенного исследования, ученые Университета Лобачевского высказали предположение, что развитие социальной работы религиозных организаций в современной России, скорее всего, будет продолжаться неспешными темпами, с сохранением глокализационной специфики российских конфессий и разрыва в возможностях отношений с властными структурами. «Адаптация лучшей практики инноваций, в том числе, технологических, в социальной работе с пожилыми имеет реальные перспективы развития и становится дополнительной возможностью коммуникации для всех участников процесса помощи пожилым», - заключила профессор Зарэтхан Саралиева.