Сверхзвуковой эффект: в Казани откроется интерактивный музей ТУ-144

Фото: pravda-nn.ru
Фото: официальная страница интерактивного музея ТУ-144 в Фейсбуке и сайт http://www.tupolev.ru/

Самолет виден издалека. Белоснежный сверхзвуковой ТУ-144 так велик, что размерами, кажется, может сравниться с учебным корпусом казанского технического университета имени Туполева. Собственно, университету он и принадлежит – в 2019 году здесь планируют открыть первый интерактивный музей – внутри первого сверхзвукового самолета в мире.

 

— Научную мысль тогда подгоняла гонка: кто кого, — Алексей Рябов, старший преподаватель кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, будь такая возможность, положил бы руку на фюзеляж самолета, — Советский Союз спорил с Англией и Францией. Нам было важно запустить ТУ-144 в полет раньше, чем французы сделают это с «Конкордом».

— Запустили? – пытаюсь ухватить взглядом сразу весь самолет. Не получается: он настолько длинный, что, реши отправить его на рейс «Москва – Нижний Новгород», он корпусом своим занял бы чуть не половину пути.

— Запустили. Самолет построили в декабре 1968 года, но почти две недели ждали летной погоды. Первый раз он взлетел 31 декабря 1968 года. В этом году будем отмечать 50-летний юбилей.

— А откуда и куда он летел? – мой шарф треплет реактивный казанский ветер: кажется, еще чуть-чуть, и я тоже улечу со сверхвуком.

— Он никуда не летел, — Алексей Иванович улыбается. – Взлетел на аэродроме в Жуковском, покружил – и через 37 минут приземлился там же.

В улыбке ученого читается: как же мало россияне знают о сверхвуковых самолетах!

Казань сама в последнее время развивается на сверхзвуковых скоростях: со стремительностью девочки-подростка, вступающую в пору расцвета и трансформирующуюся в ослепительную девушку, она превращается в европейский город (при этом не лишенный местного колорита), где одинаково хорошо чувствуют себя и история, и набережные с фонтанами и подсветкой («А в темноте многоэтажки на том берегу очертаниями своими напоминают Нью-Йорк, вы заметили?» — фраза одного из гостей Казани), и музеи совершенно непривычной формации.

Совсем скоро в Казань можно будет приезжать не только в аквапарк или на прогулку, но и чтобы покататься в кабине пилота сверхзвукового самолета. Именно покататься.

— Смотрите, как это будет, — Алина Хабибуллина, заместитель начальника управления по связям с общественностью КАИ рассказывает о проекте так, словно он для нее – синоним счастья, — под крылом самолета построим музейное здание: мы его чуть-чуть утопим в землю, чтобы не нарушать красоты ТУ-144. В нем будет музей истории. А вот внутри самого самолета сделаем интерактивную зону, где дети и подростки смогут изучать физику тем способом, какой им нравится.

— Это какой? – уточняю, понимая, что речь точно пойдет не о традиционных уроках.

— Ну, например, поставим небольшую аэродинамическую трубу, с помощью которой дети смогут проводить опыты. Нужно же подавать информацию так, чтобы подросткам было интересно! Конечно, часть салона оставим такой, какой она была, когда самолет летал на регулярных рейсах. А вот в кабине пилотов делаем полный интерактив вплоть до аэродинамической платформы: то есть у ребят будет абсолютная иллюзия того, что он взлетают на самолете, кружат над Казанью, садятся…

— Когда мы проводили испытания системы, сами поразились: неужели в кабине пилотов была такая тряска? И такой шум? И такие нагрузки? – вспоминает Алексей Рябов.

Здесь, пожалуй, стоит сделать экскурс в историю и самолетостроение. Мечтой построить самолет, который будет лететь быстрее скорости звука, мир заболел после Второй мировой войны. Ну, как заболел… В эпоху, когда Вторая мировая медленно, но верно сменялась Холодной, мечта трансформировалась в гонку. Великим державам непременно нужно было быть великими во всем – и уж тем более в сверхзвуковых полетах.

А преодолеть скорость звука – означало выйти на совсем иной уровень сложности. Только один момент: сверхзвуковым самолетам нужно летать на высоте около 17 километров (обычные гражданские самолеты выбирают высоту около 11 км). Семнадцать километров – это уже стратосфера, где воздух более разреженный – и это создает дополнительные сложности. Нет, они могли бы лететь и на 11 км – им так намного проще. Но тогда люди на земле закрывали бы уши от шума: настолько мощной была волна сверхзвуковых.

— В принципе, задача сконструировать самолет, приспособленный для сверхзвуковых полетов, вполне решаемая, — объясняет Алексей Рябов, — но ведь ему предстоит взлетать и садиться на скоростях ниже скорости звука – а здесь уже нужна другая конструкция! И как две эти разные «системы» объединить в одном самолете?

Этих «но», кажется, было столько же, сколько и направлений работы над сверхзвуковым самолетом. Решая одну проблему, конструкторы создавали другую, решая ее, натыкались на третью…

С французским «Конкордом» все было то же самое: законы физики действуют одинаково и в социалистическом, и в капиталистическом лагере.

И все-таки в 1975 году сверхзвуковой ТУ-144 совершил первый пассажирский рейс по маршруту «Москва – Алма-Ата». Время полета составило около двух часов, пассажиры были довольны, члены экипажа – тоже, но…

Сверхзвуковые самолеты так и остались экзотикой. Цена полета на них оказалась такой высокой, что сначала свою «летную сверхвуковую программу» свернул Аэрофлот, а через какое-то время и «Конкорд» перешел в раздел «история».

ТУ-144 на взлете

— А вам это зачем? – в который раз спрашиваю у сотрудников казанского технического университета. – Вы поставили самолет рядом со своим зданием, все рядом с ним фотографируются… Вроде бы можно на этом остановиться, люди и так рады.

— Ну это же обидно! Такая была мощная программа развития сверхвуковых самолетов, как ее можно забыть?! – восклицает директор фонда целевого капитала технического университета Мансур Сафаргалиев. – И еще. Знаете, сколько одиннадцатиклассников в Казани каждый год сдают ЕГЭ? Около 15 тысяч. А сколько среди них тех, кто в качестве предмета по выбору берет физику? Менее 5 тысяч. Потому что школам выгодно, чтобы их выпускники сдавали ЕГЭ по истории, обществознанию, географии – по этим предметам балл наверняка будет выше, чем по техническим, а значит, школа удержит свой рейтинг качества подготовки выпускников.  Но тот, кто не сдал физику, не сможет поступить в технический вуз.

— То есть вам нужны студенты?

— Нам нужны люди, интересующиеся физикой. Вот с помощью этого музея мы и будем их заинтересовывать.

— Но вы все-таки не только на подростков ориентируйтесь, — чувствую, как и мои глаза начинают гореть, — взрослым тоже хочется «почти полетать» в кабине пилота.

— И для взрослых будет много интересного. Знаете, как мы готовили этот музей? – вспоминает Алина. – Создали программу, собрали фокус-группы: школьников, студентов, сотрудников авиационного завода (это филиал ПАО «Туполев»), предъявили им. «Нет, все не так», — ответили они. Хорошо, переделали программу, снова собрали фокус-группы. «Ну, уже лучше», — сказали нам. Но мы все равно переделывали ее — до тех пор, пока участники фокус-групп не сказали: «Классно!» Ой, а как мы везли этот самолет сюда, к университету! Он же стоял в другом районе Казани. Его вес – 80 тонн. Мы убирали у него крылья, снимали двигатель. Разбирали заборы, которые могли помешать ему на пути, снимали троллейбусные провода. Операция по перевозке длилась целую ночь!

— Ночь?

— Ну, чтобы не мешать жителям, мы везли его ночью. Хотите, видео покажу? – Алина загружает ролик с YouTube.

— Таких самолетов в мире осталось всего шесть, – говорит Мансур Сафаргалиев, — как вы думаете, мы могли позволить ему сгнить?

— А кто спонсирует ваш проект, ведь это десятки миллионов рублей?

— Да все понемногу. Выигрываем гранты, получаем помощь от предприятий – так и набираем деньги.

И нет смысла сомневаться и переживать: вдруг у вуза не хватит средств и он не сможет закончить проект своего феерического музея. Средства найдутся, проект закончит.

— Сверхзвуковые самолеты возродятся, как думаете? – спрашиваю казанцев.

— Вряд ли, — Алексей Рябов задумывается. – Вместо них теперь интернет. С его помощью мы можем делать ту работу, которая еще десять-двадцать лет назад требовала нашего физического присутствия. А если уж возникнет необходимость куда-то слетать, можно пересечь Атлантику и не торопясь, часов за десять.

 

Редакция выражает благодарность за возможность подготовки материала Благотворительному фонду Владимира Потанина и Компании развития общественных связей.

6+

Светлана Иконникова
 
По теме
Что знают об обществе в школе - Дзержинское время   Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ результатов ЕГЭ и публикует рекомендации для учителей.
20.10.2018
В Мининский университет приедут изучать право студенты из Китая - НГПУ Сегодня прошли переговоры между представителями кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Мининского университета и представителями института права Шандуньского политехнического университета (Китай).
19.10.2018
 
В работе Координационного совета в области образования и ФУМО приняли участие ректор Мининского университета и делегация из Университета образования Гонконга - НГПУ В рамках заседания было отмечено, что оно проводится в очень важный момент, когда начинается активная работа в рамках Национального проекта «Образование», объявленного Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.
19.10.2018
 
IMG_0487 - Нижегородская академия МВД В Нижегородской академии МВД России состоялось вручение свидетельств слушателям факультета профессиональной подготовки, убывающим по окончании обучения в МВД по Республике Мордовия и ГУ МВД России по Самарской области,
19.10.2018
РФЯЦ-ВНИИЭФ выполнил обязательства – северная транспортная магистраль Сарова открыта 19 октября Спустя месяц после тестового запуска 19 октября состоялось открытие постоянной эксплуатации нового «северного» выезда из Сарова.
19.10.2018
Что знают об обществе в школе - Дзержинское время   Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ результатов ЕГЭ и публикует рекомендации для учителей.
20.10.2018 Дзержинское время
18 точек для голосования по выбору нового имени аэропорта будет организовано в Нижнем Новгороде - Правительство Нижегородской области 18 октября 2018 года в актовом зале Нижегородской сельскохозяйственной академии состоялась презентация конкурса «Великие имена России».
19.10.2018 Правительство Нижегородской области
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин объявил о начале приема анкет кандидатов на пост министра экологии региона.
19.10.2018 Городской курьер
ДТП произошло на подъезде к Дзержинску - Дзержинск.рф За неделю с 8 по 14 октября в Дзержинске  67 ДТП, информирует ОГИБДД.  В них 8 человек получили телесные повреждения, в том числе один несовершеннолетний пешеход.
20.10.2018 Дзержинск.рф
Osokin  sayt - NewsNN.Ru Фото: www.zsno.ru СУ СК РФ по Нижегородской области расследуется уголовное дело о возможном хищении средств из избирательного фонда кандидата в депутаты Валерия Осокина («Единая Россия»).
19.10.2018 NewsNN.Ru
За неделю с 8 по 14 октября в Дзержинске  67 ДТП, информирует ОГИБДД.  В них 8 человек получили телесные повреждения, в том числе один несовершеннолетний пешеход.
20.10.2018 Дзержинск.рф
  В минувшие выходные дни в Дзержинском театре драмы было шумно и многолюдно - здесь открыли 72-й сезон.
19.10.2018 Дзержинское время
  Интересуетесь ли вы творчеством художников? Разбираетесь в живописи? Знаете имена всех известных импрессионистов?
18.10.2018 Дзержинское время
ул. Большая Покровская - НИА Нижний Новгород ул. Большая Покровская Фото: Яндекс-Карты Водители почти 500 раз нарушили ПДД на улице Большой Покровской в Нижнем Новгороде, несмотря на то, что в апреле там введен запрет на проезд транспорта.
20.10.2018 НИА Нижний Новгород
СКИФ — «Торнадо» – 0:3, второй матч - ХК Скиф Во втором матче в Нижнем Новгороде в рамках Чемпионата ЖХЛ спортивного сезона 2018-2019 годов между нижегородским СКИФом и дмитровским «Торнадо» ещё одну победу, на этот раз — со счетом 3:0 одержали подмосковные хоккеистки.
20.10.2018 ХК Скиф
Глеб Никитин: «Повышение транспортной доступности Сарова станет еще одним шагом в развитии туристического потенциала региона» - Правительство Нижегородской области 19 октября в Сарове открылось автомобильное движение через КПП-4. Первое время для населения будут открыты четыре автомобильных проезда.
20.10.2018 Правительство Нижегородской области
  В спортивном зале ФОК «Ока» прошел первый открытый турнир по боксу среди юношей и девушек Дзержинска на призы компании «Салюс» (Москва).
19.10.2018 Дзержинское время
Плановое отключение электроэнергии 22 октября 2018 года с 09-00 до 17-00 часов - Воскресенский район Автор: В.Е. Пайков Заместитель главы администрации района  Администрация Воскресенского района предупреждает о плановых ремонтах, проводимых на линиях электропередач Воскресенским РЭС.
20.10.2018 Воскресенский район
Плановое отключение электроэнергии 20 октября 2018 года с 09-00 до 13-00 часов - Воскресенский район Автор: В.Е. Пайков Заместитель главы администрации района  Администрация Воскресенского района предупреждает о плановых ремонтах, проводимых на линии электропередач Воскресенским РЭС.
19.10.2018 Воскресенский район
Автор: В.Е. Пайков Заместитель главы администрации района  Администрация Воскресенского района предупреждает о плановых ремонтах, проводимых на линиях электропередач Воскресенским РЭС.
20.10.2018 Воскресенский район
ул. Большая Покровская Фото: Яндекс-Карты Водители почти 500 раз нарушили ПДД на улице Большой Покровской в Нижнем Новгороде, несмотря на то, что в апреле там введен запрет на проезд транспорта.
20.10.2018 НИА Нижний Новгород