«В сетях»

Как не переплатить за подключение к инженерным сетям сумму, в 1000 раз превышающую установленную законом?

 

 

Вопросы антимонопольного регулирования подключений к инженерным сетям проанализировали руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаил Леонидович ТЕОДОРОВИЧ и начальник отдела контроля естественных монополий Ирина Александровна КОШЕЛЕВА. Пресс-конференция прошла в пресс-центре газеты «Аргументы и Факты-Нижний Новгород» 24.04.2017.

 

 

Как с точки зрения тарифного законодательства регулируется плата за технологическое присоединение к инженерным сетям?

С организациями, осуществляющими присоединение к инженерным сетям, приходится взаимодействовать каждому владельцу вновь построенного объекта, будь то инидивидуальный жилой дом или огромный производственный комплекс. Вопросов, которые надлежит разрешить, возникает много:

- в какую организацию необходимо обратиться за подключением?

- как правильно оформить заявку и заключить договор?

- какие условия должны содержаться в договоре о подключении и насколько они соответствуют закону?

- какие обязательства по строительству необходимых объектов должа выполнить организация, осуществляющая подключение, а какие потребитель услуг?

- какова «законная» плата за подключение и сроки его осуществления?

- в какой орган и в каком порядке обращаться в случае выявления нарушений?

- Необходимо знать, что в Российской Федерации разработаны и действуют Правила подключения к каждому виду инженерных сетей. В правилах четко регламентирован порядок подключения и последовательность действий всех заинтересованных сторон, - рассказал руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович. - Административная ответственность за нарушение установленного порядка присоединения установлена в виде административных штрафов и возлагается на виновную организацию (от 100 т.р. до 500 т.р.) и на виновное должностное лицо (работника организации, от 10 т.р. до 40 т.р.). За повторное совершение нарушения административные штрафы увеличиваются, на организацию административный штраф составляет от 500 т.р. до 1 млн., на должностное лицо – от 40 т.р. до 50 т.р., либо дисквалификация на срок до 3х лет.

 

 

Такая административная ответственность введена «четвертым антимонопольным пакетом» в начале 2016 года.

- Достоверной информацией об организациях, которые вправе осуществить подключение объекта к сетям, обязаны обладать органы местного самоуправления. По письменному обращению гражданина они обязаны ее предоставить, напоминает начальеник Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Ирина Кошелева.

 

 

На практике Управление сталкивалось с ситуациями, когда граждане заключали договоры о подключении с недобросовестными организациями, которые указанным правом не обладали. В последующем поставщики услуг отказывались от заключения договоров поставки ресурса, хотя, с точки зрения заявителя, все необходимые мероприятия он выполнил.

В частности, в Нижегородской области в 2016 году при подключении жилых домов граждан к сетям газораспределения; владельцы более 30 домовладений, уже подключенных к сетям газораспределения, не могли пользоваться услугами газоснабжения. При этом нарушений антимонопольного законодательства со стороны АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгод» установлено не было, поскольку во всех ситуациях подключение к сетям осуществляли неправомочные организации.

Важно помнить, что при заключении договора о подключении потребитель, в случае несогласия с отдельными его условиями, вправе написать мотивировочный отказ от подписания договора в предложенной организацией редакции и потребовать изменения условий, противоречащих законодательству.

Прежде всего организация, осуществляющая подключение, обязана выполнить все мероприятия по присоединению, включая строительство необходимых обьектов, до границ земельного участка потребителя. В пределах границ своего земельного участка потребитель осуществляет все работы самостоятельно, за свой счет.

Нередко организации, осуществляющие подключение, возлагают на граждан обязательства по строительству обьектов (линий электропередач, опор и т.д.) за пределами принадлежащих им земельных участков.

Организации могут навязывать потребителями приобретение дорогостоящих приборов учета с определенными параметрами либо требовать их установки непосредственно на границе земельного участка (на трубойстойке или иной опоре), а не в жилом доме.

Много нарушений возникает при определении платы за подключение.

Необходимо знать, что в любой ситуации плата за подключение устанавливается государством.

В случае, если организация предлагает оплатить какие-то дополнительные услуги за пределами установленной платы (подготовка и выдача документов, оплата землеустроительных работ и так далее), либо размер платы в договоре отличается от установленного уполномоченныем органом, это нарушение.

 

 

 

«Шалости» участников рынка и «проблемные зоны» ресурсопоставщиков

Согласно действующему законодательству, существует несколько видов платы.

Первая, так называемая «льготная» плата за подключение, которая призвана обеспечить возможность большинству потребителей получить необходимые услугу при условии осуществления минимального количества мероприятий для подключения.

К примеру, «льготная» плата за подключение к электрическим сетям составляет 550 рублей и применяется в том случае, когда расстояние от границ земельного участка потребителя до близжайших объектов электросетевого хозяйства сетевой организации необходимого класса подключения не превышает 300 м. в городе и 500 м. в сельской местности и при этом мощность энергопринимающих устройств не превышает 15 кВт, и при этом не требуется проведения работ по строительству (реконструкции) объектов, включенных в инвестиционные программы организаций. При этом присоединение осуществляется к электрическим сетям напряжением не более 20 кВ (включительно).

В границах муниципальных районов и городский округов одно и тоже лицо может осущесвить присоединение к электрическим сетям по «льготной» плате один раз в три года.

В сфере газоснабжения «льготная» плата применяется в ситуации, когда максимальный расход газа газоиспользующего оборудования не превышает 15 куб. м. в час и расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения  с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии, не превышает 200 м., а сами мероприятия предполагают только строительство газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа).

Для каждой газораспределительной организации «льготная» плата устанавливается индивидуально. К примеру, для ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» на 2017 год плата за подключение таких обьектов установлена в размере 60  449,28 рубля.

В случае, если условия подключения не отвечают определенным законодателем критериям, плата за подключение рассчитывается в ином порядке и возрастает в несколько десятков, а иногда и в несколько сот раз.

Безусловно, организациям выгодно таким образом определить параметры подключения, чтобы применить «льготную» плату стало не возможно.

Управлением рассматривались ситуации, когда осуществляющие подключение организации, отказывали потребителям в применении «льготной» платы на том основании, что их обьекты якобы уже имеют технологическое присоединение (что в последующем не подтверждалось). Либо по той причине, что расстояние до границ принадлежащих им обьектов превышает величины, установленные законом.

 

 

К примеру, в прошлом году заявитель обратился в Управление с жалобой на высокую платы за подключение к электрическим сетям, которая составляла для него более 1,2 миллиона рублей.

Управление установило, что причиной такой стоимости стало неправильное определение сетевой организацией мероприятий по усилению существующих электрических сетей. Из договора о технологическом присоединении следовало, что организации необходимо построить новую трансформаторную подстанцию и две линии электропередач на напряжении 0,4 и 10 кВ.

Однако необходимость в строительстве данных объектов отсутствовала, а жилой дом гражданина может быть подключен к ближайшей опоре линии электропередач по «льготной» цене в  550 рублей, что и было в итоге осуществлено. Однако факт нарушения был установлен и организация оплатила административный штраф в размере 100 тысяч рублей, виновное должностное лицо – в размере 10 тысяч рублей.

Нередко организации отказываются осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям по «льготной» плате, или даже вовсе отказываются заключить договор с тем обоснованием, что земельный участок гражданина располагается на территории садоводческого товарищиства, которое уже имеет собственные объекты электросетевого хозяйства для снабжения электрической энергией лиц, являющихся членами товарищества.

Однако если гражданин членом СНТ не является, а ведет на его территории индивидуальное хозяйство, организация не праве отказать от заключения такого договора.

С подобной пролемой сталкнулись в 2016 году граждане, имеющие участки на территории СНТ №5 ОАО «ГАЗ». Близжайшая сетевая организация отказывась от заключения с ними договоров о технологическом присоединении, направляя их с данной просьбой к председателю СНТ. Иных граждан, ранее уже заключивших договоры по «льготной» ставке в размере 550 рублей, организация понуждала заключить дополнительные к договору соглашения, стоимость подключения в которых превышала 85 тыс. рублей.

 

 

В сфере газоснабжения Управлением было выявлено такое нарушение.

Условия присоединения жилого дома гражданина имели типовой характер, но газопровод сетевой организации должен был пересекать автомобильную дорогу. Орган местного самоуправления не выдал разрешение на вскрытие дорожного полотна, поэтому при подземной прокладке газопровода необходимо было использовать один из методов: прокол либо горизонтально-направленное бурение. С точки зрения затрат, которые несет газораспределительная организация, применяя первый или второй метод, они отличаются несущественно. Однако   с юридической точки зрения разница огромна.

Дело в том, что при применении метода прокола потребитель платил за подключение «льготную» ставку, которая на тот момент немного превышала 57 тысяч рублей.

При применении метода горизонтально-направленного бурения плата по договору определяется в индивидуальном порядке и расчитывается уполномоченным органом применительно к каждой конкретной ситуации.

В нашем случае, газораспределительная организация настаивала на применении метода горизонтально-направленного бурения и уже направила материалы в уполномоченный орган для установления индивидульного тарифа.

По предварительной оценке, которую провел уполномоченный орган, плата для потребителя составила бы более 1,2 млн. рублей. Но в дополнение к этой сумме организация понуждала потребителя компенсировать иные дополнительные затраты, не предусмотренные законом, в размере более 400 тысяч рублей.

Безусловно в такой ситуации факт нарушения был установлен и виновные лица привлечены к административной ответственности. После вмешательства Управления плата для потребителя составила чуть более 57 тыс.рублей.

В случаях, когда параметры присоединения не удовлетворяют критериям, необходимым для применения «льготной» платы, организации обязаны применять установленные стандартизированные ставки и рассчитывать стоимость подключения по формулам, определенным в действующем законодательстве. В таких ситуациях стоимость подключения зависит от состава обьектов, которые необходимо построить организации, и их протяженности.

 

Типичным нарушением является неверное определение состава обьектов, подлежащих строительству и их протяженность. И в данных ситуациях необходимо быть уверенным в том, что организация определила действительно близжайшую точку подключения, а не планирует за счет потребителя модернизировать существующую сеть.

Так, в апреле 2017 года Управление рассматривало случай, когда стоимость присоединения к электрическим сетям жилого дома для гражданина превысила 1,2 млн. рублей. Сетевая организация утверждала, что ей необходимо осуществить строительство линии электропередач протяженностью более 1 км, в то время как в действительности близжайшая точка подключения располагалась не далее, чем 2 метра от границы участка заявителя. По итогам обращения потребителя в антимонопольный орган плата составила немногим более 2 тысяч рублей.

Немногие знают о том, что для организаций, осуществляющих присоединение к электрическим сетям, утверждается два вида ставок: стандартизированные и ставки за единицу мощности. При этом потребитель имеет право попросить сетевую организацию рассчитать стоимость подключения по обеим ставкам и выбрать для себя наименьшую плату. На практике потребители не всегда этим правом пользуются и организация выбирает ту ставку, которая выгодна для нее.

Однако самым распространенным нарушением является нарушение сроков исполнения договора. По общему правилу, подключение к электрическим сетям жилых домов граждан составляет 4 месяца, но не более 6 месяцев. В сфере электроэнергетики стороны договора по обоюдному согласию сроки продлить не могут.

В сфере газоснабжения подключение жилого дома к сети составляет 1 год; указанный срок может быть продлен еще на один год.

В действительности на территории Нижегородской области имели место ситуации, когда сроки присоединения затягивались организациями на несколько лет по различным причинам. И в результате потребители были лишены законного права пользоваться услугами электроснабжения в сроки, определенные законодателем.

 

Справка:

За 2016 год и 1 квартал 2017 года Нижегородское УФАС России рассмотрело порядка 200 жалоб на нарушение правил подключения. Территориальный антимонопольный орган вынес 90 постановлений о наличии административных нарушений.

В общей сумме обьем наложенного административного штрафа превысил 4,2 млн. руб.

За нарушение порядка подключения организации заплатили более 2850 т.р.

 

Алгоритм правильных действий пользователя услуг ресурсопоставщиков

Основные этапы порядка подключения:

  1. Определение организации, чьи объекты расположены на минимальном расстоянии до присоединяемого обьекта;
  2. Направление заявки и заключение договора о подключении;
  3. Исполнение договора о подключении (строительство необходимых обьектов и осуществление иных мероприятий, установленных договором).

Нарушения законодательства могут иметь место на каждом этапе.

На этапе рассмотрения заявки на подключение организация может требовать предоставления дополнительных, не предусмотренных законодательством, документов; нарушать сроки рассмотрения заявки, необоснованно отказать в заключении договора.

На этапе заключения договора организация может навязать невыгодные условия, возложить на потребителя обязательства, не предусмотренные действующим законодательством, не достаточно конкретно определить сроки присоединения, установить завышенную плату за подключение.

На этапе исполнения договора организация может существенно затягивать сроки подключения (технологического присоединения).

В подобных ситуациях граждане либо организации вправе обратиться в антимонопольный орган, где их жалоба будет рассмотрена в административном порядке.

 
По теме
Штрафы на общую сумму более 1,5 миллиона рублей взыскали судебные приставы Арзамасского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Нижегородской области благодаря вынесенным запретам на совершение регистраци
Два человека едва не ослепли после уборки на вадском свинокомплексе Двое сотрудников свинокомплекса ООО «ННПП» (RBPI Group) в Вадском округе едва не лишись зрения в процессе мойки дворов.
Нижегородцы простятся с погибшим на СВО бойцом спустя 1,5 года Бойца СВО из Ковернинского округа Эрнеста Кренделева, погибшего при выполнении боевого задания в 2022 году, похоронят в Нижегородской области спустя полтора года.
Светлана Ковылина - Начальник ОИОС ГУ МВД России по Нижегородской области: "В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота изъято порядка 5200 литров готового алкоголя в немаркированных бутылках различной емкости,
Психологами ИК-7 ГУФСИН России по Нижегородской области проведено тренинговое занятие с осужденными, имеющими наркотическую зависимость «Наркотики - игра со смертью».
В дежурную часть отдела полиции по обслуживанию Нижегородского района областного центра обратилась 42-летняя местная жительница с заявлением о хищении денежных средств.
Штрафы на общую сумму более 1,5 миллиона рублей взыскали судебные приставы Арзамасского районного отделения судебных приставов ГУФССП России по Нижегородской области благодаря вынесенным запретам на совершение регистраци
Arzamas-City.Ru
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
XXIII городской фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Любовь моя, театр» стартовал в Нижнем Новгороде - Администрация г. Нижний Новгород XXIII городской фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Любовь моя, театр» пройдет в Нижнем Новгороде с 28 по 31 марта .
Администрация г. Нижний Новгород