Контрольная закупка: новое или еще не забытое старое.
С 1 января 2017 года контролирующие органы применяют новый вид внеплановой проверки — контрольная закупка.
Государственный контроль (надзор) — это одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции. В то же время госконтроль не должен быть избыточным, ведь в противном случае бизнес или «свернется», или будет вынужден направлять деньги не в дело, а… на адвокатов. В результате пострадает и бюджет.
Законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ в названный закон № 294-ФЗ внесены изменения, которыми введен новый вид контроля — контрольная закупка.
Однако это далеко не все, что может требовать «контрольного» вмешательства. Ведь к определенным товарам, работам, услугам законодательством установлены специальные требования: нельзя продавать табак и алкоголь несовершеннолетним, лечить людей, не имея на то лицензии, и т.д. Соответственно, и проверки такие должны проводиться не только ради удовлетворения любопытства, но и для предупреждения и устранения .
Новая статья — 16.1 «Контрольная закупка» определяет , что контрольная закупка — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом госконтроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юрлицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Основания для проведения контрольной закупки те же, что и для проведения внеплановых выездных проверок. К ним отнесены:
-
истечение срока исполнения юрлицом или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения — обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-
поступление в орган госконтроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юрлица или ИП о предоставлении правового статуса , специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение такой проверки предусмотрено правилами получения соответствующего статуса, разрешения и т.д.;
-
мотивированное представление должностного лица органа контроля.
-
о возникновении угрозы причинения вреда жизни , здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
о нарушении прав потребителей (при условии, что потребитель предварительно сам пытался урегулировать проблему, но ему в этом было отказано либо его требование не было удовлетворено);
-
выявление соответствия или отклонения параметров деятельности юрлица или ИП от индикаторов риска;
-
приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля (надзора ), он должен быть издан в соответствии с поручениями Президента или Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
-
по заданию руководителя (его зама) в зависимости от отнесения деятельности юрлица (ИП) и используемых им объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
-
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юрлиц и ИП, что вполне логично. При этом если она проводится по названным «внеплановым» основаниям, то она должна быть согласована с прокуратурой.
-
« Подставной» покупатель должен будет представить свое служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа госконтроля (надзора) о проведении контрольной закупки.
-
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей . Как альтернатива предусматривается ведение видеозаписи мероприятия. При необходимости во время проведения контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
-
По итогам контрольной закупки составляется акт , он подписывается должностным лицом госоргана, проводившего проверку, и свидетелями. Если в ходе ревизии будут обнаружены те или иные нарушения, акт дается на подпись и компании (ИП) — нарушителю. Если представители компании отказываются поставить на нем свою подпись, то соответствующая отметка ставится непосредственно в акте. В любом случае экземпляр акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, вручается юрлицу (ИП) незамедлительно после его составления.
-
Информацию о контрольной закупке и результатах ее проведения должностные лица обязаны внести в единый реестр проверок.
-
Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нововведения вступили в силу с 1 января 2017 г. Очень важен факт , что информация о контрольных закупках будет отражаться в реестре проверок, тем самым "лишние" проверки будут исключены.
Закон N 294-ФЗ распространяется на проверки, проводимые далеко не всеми контролирующими органами . В частности, из-под его сферы действия выведены:
· контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
· госконтроль за экономической концентрацией;
· контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
· налоговый контроль;
· валютный контроль;
· таможенный контроль и т.д.
Известно, что налоговики не прочь "ловить" нарушителей, что называется, "на живца". Так что говорить о том, что процедура проведения контрольной закупки полностью регламентирована, пока преждевременно.
Проект ТПП РФ «Навигатор успеха» (09.02.2017)