Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) всегда был флагманом отечественной автоиндустрии. В послевоенные годы здесь выпускали элитную «Победу», на которой ездило советское руководство. А в 1956 году начался выпуск легендарного ГАЗ-21 «Волга» - мечты каждого жителя СССР. Чтобы стать счастливым обладателем автомобиля приходилось долгие годы стоять в очередях и экономить на всем – даже на еде. Тем не менее, автомобиль был доступным для масс.
В 90-х завод переживал трудные времена. Однако он одним из первых попытался приспособиться к условиям рынка. ГАЗ увеличил выпуск «Волги» - существенно модернизированной со времен СССР, однако новые разработки в области легковых автомобилей не снискали успеха у потребителя. В 1994 году в свет вышел первый малотоннажный грузовик «Газель», в 1996-м – одноименный микроавтобус. Впоследствии они заполонили дороги России.
В 1998 году начался выпуск микроавтобуса «Соболь». Все эти автомобили пользовались популярностью у малого и среднего бизнеса и широко использовались для грузовых и пассажирских перевозок. В 2000 году контрольный пакет акций завода выкупила компания Олега Дерипаски , впоследствии он вошел в «Группу ГАЗ». Однако новое руководство не смогло наладить создание и выпуск новых моделей, модифицируя уже существующие.
Читайте NewsNN в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Олег Дерипаска Фото: vesti.ruПервое десятилетие нового века завод находился в упадке. Ситуация временно изменилась с приходом известного топ-менеджера General Motors Бу Андерссона на должность президента «Группы ГАЗ» в 2009 году. В 2010-2011 годы нижегородский завод заключил контракты на сборку автомобилей с концернами Daimler, General Motors и Volkswagen Group Rus. Совместные инвестиции в эти проекты превысили 200 млн евро.
СМИ сообщали , что ГАЗ может получить контракт на поставку для чиновников автомобилей Volkswagen под российскими брендами. Идеей заинтересовалось управление делами президента РФ, изучив предложение автоконцерна по проекту «Кортеж». Однако в Volkswagen отрицали ведение переговоров. «Кортеж» был реализован в 2018 году силами нескольких предприятий. ГАЗу не удалось повторить успех «Победы», пересадив представителей власти на отечественные авто.
В 2013 году началось производство модифицированной «Газели NEXT», изначально ориентированной на зарубежный рынок. В его запуске участвовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев , заявивший, что «это не иностранная машина, но, тем не менее, она конкурентоспособна». Вероятно, понимая, что завод не оправдывает ожидания властей, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заверил, что он впервые работает с прибылью и даже начинает платить на нее налог.
В конце 2013 года Андерссон покинул «Группу ГАЗ», став президентом «АвтоВАЗа». Эксперты заявляли, что найти ему замену будет нелегко: время под его управлением стало лучшим в истории концерна. В том числе – по экономическим показателям: в 2012 году чистая прибыль составила 8,8 млрд рублей. Президентом и гендиректором группы был назначен Вадим Сорокин , ранее возглавлявший дивизион «Легкие коммерческие автомобили».
Перед уходом из «Группы ГАЗ» Андерссон заявил , что группа инвестирует 7-8 млрд рублей в создание новых моделей автомобилей в течение 3 лет. Речь шла о модели «Соболь NEXT», автобуса малого класса, среднетоннажного грузовика и цельнометаллического фургона. Было запущено производство каркасного автобуса и автомобиля «Газель NEXT». Однако продажи – и ранее не демонстрировавшие рост – продолжили падать.
Завод взял несколько крупных коммерческих кредитов, открыл новые и возобновил существующие кредитные линии на общую сумму более 4 млрд рублей. Правительство одобрило налоговые льготы в размере 333 млн рублей на контрактную сборку Skoda. Впоследствии Шанцев попросил президента РФ Владимира Путина возобновить завершенную программу утилизации автомобилей в надежде, что это позволит поддержать неуклонно падающий уровень продаж.
Читайте NewsNN в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Фото: toureducation.ruИзначально руководство завода сообщало, что режим работы предприятия будет зависеть от ситуации на рынке. Впоследствии под угрозой увольнения оказались 5 тысяч работников ГАЗа. Предприятие перешло на 4-дневную неделю, сотрудники все чаще уходили в отпуска. Управление автозаводом на 3 года было передано ООО «Управляющая компания (УК) «Группа ГАЗ».
Проблемы начались и в части сотрудничества с иностранными консорциумами. Работники линии все чаще переходили на сокращенную рабочую неделю, уходили в корпоративные отпуска, некоторое время производство простаивало . На фоне продолжающегося падения продаж иностранные компании тянули время до конца 2016 года, когда должны были завершиться контракты с нижегородским заводом.
Само предприятие продолжило обращаться к правительству за помощью: «Группа ГАЗ» просила предоставить госгарантии на сумму 25 млрд рублей, однако получила лишь 16 млрд . ГАЗ взял крупный кредит в «Сбербанке» и получил налоговые льготы на сумму 80 млн рублей. Руководство завода заявляло о подготовке линии к выпуску для производства «ГАЗели NEXT». Но продажи неуклонно падали.
Читайте NewsNN в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Фото: gaz-budennovsk.ruК 2017 году завод погряз в кредитах и – фактически являясь градообразующим предприятием – почти не платил налогов. В августе прошлого года по репутации ГАЗа был нанесен сильный удар: один из сотрудников на территории завода убил 3 коллег. Завод выплатил 11,1 млн рублей в качестве компенсации родственникам и пострадавшим.
Однако на предприятии распространили листовки, в которых утверждалось, что в трагедии виновато руководство ГАЗа. А именно директор по персоналу дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» Дмитрий Мозжанов , Андрей Софонов - директор по производству ООО «АЗ «ГАЗ». А также Игорь Краснов , управляющий ПГА, и глава дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» (ЛКиЛА) Павел Середа .
6 декабря в ходе визита в Нижний Новгород Путин поздравил предприятие с 85-летием. Президент выступил перед рядовыми сотрудниками завода, заявив, что они «и есть наша страна», люди, которые стоят в основе развития производства. Один из работников ГАЗа заявил, что завод поддерживает Путина как кандидата в президенты страны на выборах 2018 года. Собравшиеся скандировали: «ГАЗ за вас!»
Читайте NewsNN в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Владимир Путин Фото: ТВ-ЦентрПрезидент поблагодарил их за поддержку и объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост главы государства. В ходе визита Путин не обращался к руководству предприятия. Никто из руководящего состава не вошел в предвыборный штаб, в то время как гендиректор татарстанского КАМАЗа Сергей Когогин стал его сопредседателем. Таким образом, власти в очередной раз показали недовольство системой управления и результатами предприятия, в то же время дав ему еще один шанс.
Однако оправдать доверие президента оказалось сложнее, чем ожидалось. В январе 2018 года Дерипаска и все принадлежащие ему компании попали под американские санкции. Акции «Группы ГАЗ» на МосБирже начали падать . Иностранные партнеры, на которых практически держится производство, заявили, что обеспокоены ситуацией. А СМИ сообщали, что ГАЗ рискует остановить конвейер из-за перебоев в поставках запчастей.
Для снятия санкций с нижегородского завода Дерипаска должен был отказаться от контроля над предприятием. Он заявлял, что готов на этот шаг. В то же время Путин подписал закон о контрсанкциях. Однако после этого новостей о том, что Дерипаска расстанется с ГАЗом не появлялось. Постепенно закрылось производство автомобиля Volkswagen Jetta. С мая рабочие в очередной раз ждут массовых сокращений штата.