Жить в соединении со Христом

http://diveevo.nne.ru/

В  начале 90-х годов вы решительно изменили свою жизнь: из  ученых монахов отправились восстанавливать разрушенный Дивеевский монастырь. Что повлияло на  ваше решение?

Надо, наверное, начать с  того, что я  происхожу из  священнической семьи, у  нас уже пять поколений священников. И  у  мамы тоже была благочестивая, глубоко верующая семья. В  роду моего отца, а  они происходили с  Урала, особо почитали святого праведного Симеона Верхотурского, и  мой дед, выполняя обет своего отца, одиннадцатилетним мальчишкой совершил паломничество к  его мощам. Спустя много лет, когда в  1989 году состоялось второе обретение мощей праведного Симеона, мой отец принимал в этом участие, и  два года, пока шла реставрация Верхотурского монастыря, мощи святого хранились в  храме Всемилостивого Спаса в  Свердловске, где настоятельствовал мой отец. А  в  роду моей матери почитали преподобного Серафима Саровского. Эти святые были близки нам, мы  знали их  жития, читали им  акафисты.

Когда я  учился в  Софийской духовной академии в  Болгарии, то  часто посещал Княжевский Покровский монастырь, где была настоятельницей игумения Серафима (Ливен). Те, кому посчастливилось лично знать матушку Серафиму, общаться с  нею, ощущали теплоту и  свет ее  любви. Очевидно, что ей  была открыта глубина человеческой души, у  нее был дар прозорливости. В  отношении меня это проявилось дважды следующим образом. Матушка Серафима давала мне читать духовную литературу. Первая книга, которую я  получил от  нее, была «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Житие преподобного Серафима было у  нас дома, но  о  «Летописи» я  даже не  слышал. Надо  ли говорить, с  каким упоением я  читал эту книгу, я  не  мог оторваться от  нее. Через некоторое время матушка дала мне книгу Концевича «Оптина пустынь и  ее  время» со  словами: «Сейчас в  России начинается церковное возрождение, и  надо будет заниматься духовным просвещением людей».

В то  время мои старшие братья начали восстанавливать Дивеево, и  на  каникулах я приехал к  ним. Не  передать словами то  щемящее чувство, которое я  испытал: здесь я  — дома, здесь мне все знакомо, здесь меня ждут.

Конечно, после этой поездки появилось непреодолимое желание именно в  Дивееве служить Богу. А  когда началась моя дивеевская жизнь, одним из  первых дел было создание воскресной школы, она действовала в  только что возвращенном храме Рождества Христова, у нас занимались дети из  Сарова, из  окрестных сел. Потом мне довелось создавать духовную семинарию в  Нижнем Новгороде и  быть ее  ректором. И  в  Ставропольской епархии я  тоже возглавляю духовную семинарию. Так что обе подаренные мне игуменией Серафимой книги, можно считать, обозначили мой путь служения Церкви.

Опыт православных людей говорит о  том, что происходит общение между миром земным и  небесным. Как, на ваш взгляд, устанавливается эта связь? Как святые нас выбирают?

Я думаю, это встречное движение. У  нас в  семье почитали праведного Симеона Верхотурского и  преподобного Серафима Саровского, и  они участвовали в  нашей жизни. Как выбирают святых? Наверное, так  же, как друзей. К  кому-то душа особенно потянулась, откликнулась на  житие, на  святой образ, на  молитву.

Но бывает, что человек и  не  слышал никогда о  святом, который непостижимым образом начинает участвовать в  его жизни. И  это ‒ тайна Божия. Господь открывает святым тех людей, которые будут нуждаться в  их  помощи, и  святые в поисках подвига любви начинают покровительствовать, заботиться о  людях, которые прежде даже не  слышали о  их  существовании и  не  имели с  ними духовного общения.

Какой мудрости учат нас святые?

Святые учат нас смирению и  послушанию. «Послушание» от  слова «слушание», и  цель послушания  — помочь человеку оторваться от  собственных мыслей и  представлений, искаженных грехом, и вслушаться в  то, что говорит ему другой человек, а  через него ‒ Сам Бог. В  этом состоит сущность смирения ‒ дать Богу жить в  себе. Без этой великой добродетели никто не  смог стяжать спасения, и  нет другой двери, кроме двери смирения, для того, чтобы войти в  Царство Небесное. Христос не  родился ни великим императором, ни  славным полководцем, ни  знаменитым ученым, Он  явился в мире тихо и  незаметно. И  истинные последователи Христовы святые и праведники ‒ обладают тем  же качеством, они ‒ смиренны, и  потому их  высокая святая жизнь остается невидимой для мирских людей.

Как сочетать свободную волю и  послушание?

Свободная воля дана человеку для того, чтобы искать волю Божью, а  не  свою, ‒ вот что важно понимать. Если мы  добровольно решаемся подчинить свою волю Богу, тогда наше послушание не  принужденное, оно будет следствием внутреннего решения.

В  монастыре воля Божия действует через священноначалие. Порученное монаху дело может ему по какой-то причине и  не  нравиться. Но  если он  отвергнет свою волю и  будет без ропота исполнять послушание, то  оно принесет ему больше пользы, чем даже пост и молитва, потому что отказ от  своеволия позволяет свободно проявляться в  нас воле Божественной, а  весь смысл подвижничества в  том и заключается, чтобы согласовать нашу волю с  волей Божьей.

Почему мир не  хочет Христа?

Мир во  зле лежит . Еще в  I веке такое определение дал апостол Иоанн (1Ин. 5, 19). Человек привык грешить, блудить, считает это нормой своей жизни, считает это важной частью своей жизни. Именно эта внутренняя несовместимость и  порождает неприятие Церкви, которая своей позицией обличает тех людей, которые отделяют свою жизнь от  Бога.

Мы  это видим и  в  России: есть силы, выступающие против православия. Русская Православная Церковь сегодня обрела очень сильное положение в  обществе. Открылось много монастырей и  приходов, Церковь активно участвует в  решении социальных проблем, оказывает влияние на духовно-нравственную жизнь общества. Но  чем более активной становится ее  роль, чем более значительное положение она занимает, чем громче звучат ее  нравственные оценки происходящему, тем меньше это нравится противникам Церкви. И  происходит это именно потому, что в  ее  проповеди, как и во  времена Самого Господа, ‒ вызов людям, которые не  желают жить по  Божиему закону.

С  чего начинается ад для человека? И  с  чего для него начинается рай?

Когда человек заражается злом, грехом, то  разрушается не только его духовный строй, но  нарушается и  его душевное устроение, страдает и его плоть, ‒ он  весь попадает под власть зла, испытывает утомляющее и истощающее чувство, которое можно сравнить с  голодом, не  знающим насыщения. Зло само по  себе таково, что его никогда нельзя насытить. Вот оно  — адское состояние, которое человек переживает еще на  земле.

И  райское состояние тоже человек способен ощутить еще в земной жизни. Сладость рая заключается в  переживаниях души, приобщенной к  Божественной любви. А  это достигается деятельным служением ближним, смирением, стремлением к  чистоте сердца, подвигом собственного спасения. Если человек находит себя во  Христе, то  оказывается в  совершенно ином мире, в  котором живут совершенно иной жизнью  — жизнью святых. И  такие люди есть сейчас среди нас, и  мы  имели счастье встречаться с  некоторыми из  них.

Почему человека можно познать только любовью?

Если кого любишь, то  и  смиряешься перед ним, а  такое расположение никогда не уязвляет другого. Даже дикие звери рядом со  смиренными подвижниками становились кроткими и  послушными, мирно лежали у  ног человека, в  котором нет гордости, нет греха, а  есть смирение и  любовь.

Как время делает нас причастниками вечности?

Время и  вечность ‒ два различных способа бытия, относящиеся к  разным мирам. Эти миры сосуществуют, но  имеют коренные отличия, как мир видимого и  мир невидимого. Однако существует связь между вечной жизнью и  подвигом человеческой свободы во  времени. К аждое наше дело, каждое наше намерение и  движение вечно: отсюда и  страшная наша ответственность перед судом вечности.

Сегодня на  великом входе вы  помянули честное казачество. Что это за  люди ‒ казаки?

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. Самое старое казачество на  Руси ‒ Запорожское, затем идет Донское. Дон дал жизнь Яицкому и Волжскому (Астраханскому) казачьему войску. С  Дона шло пополнение Терскому, Оренбургскому и  Сибирскому войскам. Затем из  всех войск вызывались охотники для основания Забайкальского, Амурского и  Уссурийского казачества. Всего существовало одиннадцать казачьих войск. Современники называли их  одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. У  каждого войска была своя история ‒ у одних не  менее древняя, чем само Российское государство, у  других недолгая, но тоже славная. Каждое войско имело свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом. У  каждого войска были свои герои. А  некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич, ‒ личность известная и  славная во всей России.

Казакам были свойственны высокоразвитое чувство личного достоинства, личной свободы, глубокой ответственности за  судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи. Понимание свободы носило глубоко христианский смысл: свобода не  есть своеволие, а  осознанное добровольное служение России  — Престолу Пресвятой Богородицы, ее  воинская защита от  внешнего и  внутреннего врага.

Сейчас казаками считают себя около 11  миллионов человек в  России и  ближнем зарубежье, воссоздано и  создано около двух десятков казачьих войск, объединенных в  Союз казаков России.

В  возрождении казачества есть какая-то объективная необходимость? Не  является  ли это движение искусственным?

Казачество во  все времена ставило одной из  своих главных задач  — быть верным своему Отечеству. Его основой всегда была православная вера, эта неразрывная связь всегда отмечается в  уставах казачьих общественных организаций. Принимая присягу, казак дает клятвенное обещание Самому Богу. Это предполагает пожизненную его ответственность перед Господом. Казак обязан сохранять и  передавать по  наследству традиционные культурные ценности. Поэтому возрождение истинного казачества должно заключаться не  в  восстановлении каких-то внешних форм, а  в  сохранении и развитии их  культурных и  военных традиций и  в  воспитании в  этом духе подрастающего поколения.

Сегодня у  казаков есть возможность оказывать содействие полиции, МЧС, министерству внутренних дел и  другим ведомствам. Государство дает казакам возможность трудиться на  государственной службе, их  привлекают к  охране государственной границы; к  охране, защите и  воспроизводству лесов; к патриотическому воспитанию молодежи и  их  подготовке к  военной службе; к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и  других чрезвычайных ситуаций; к  тушению лесных и  других пожаров; к  охране общественного порядка; к  борьбе с  терроризмом; к  охране муниципалитетов и объектов муниципального хозяйства.

Каких святых особенно почитают в  Ставрополье?

Конечно  же, святителя Игнатия (Брянчанинова). Он  был хиротонисан во  епископа Кавказского и Черноморского и  стал третьим после образования епархии правящим архиереем в ней. Это было в  1857–61 годах. Неполные четыре года его правления были нелегким временем в  жизни святителя, но  во  всех делах, связанных с  благоустройством епархии, активным его помощником стал брат святителя Павел Александрович Брянчанинов, занимавший должность ставропольского вице-губернатора. В  нашем городе святитель Игнатий написал книгу «Приношение современному монашеству».

Почитается в  Ставрополье русский флотоводец Федор Ушаков, который был одним из  создателей Черноморского флота и  его командующим.

Особая любовь у  нас к  апостолу Андрею Первозванному, который дошел до  мест скифских, где позже сформировалось Русское государство. Побывал он  и  на  Кавказе. Долгое время, почти полвека, начиная с  послевоенного времени, главным храмом Ставропольской епархии был Андреевский собор, а  сам апостол Андрей почитается как небесный покровитель нашего края.

И преподобного Серафима ставропольцы любят. В  западной части Ставрополя, около Иоанно-Мариинского женского монастыря, с  давних времен существует источник. Его благоустройство связано с  епископом Иеремией (Соловьевым), который позже был переведен на  Нижегородскую кафедру. В  2004 году родник был назван в  честь преподобного Серафима, и  каждый год 1 августа при большом стечении народа там совершается молебен.

Какое из  поучений батюшки Серафима вы  считаете наиболее актуальным?

Его поучение о  том, что нам не  хватает решимости в  деле спасения. Человечество ведет жизнь рассеянную, в  постоянной суете, гонке за  наживой, развлечениях и удовольствиях. А  вера требует концентрации сил. Потому она и  является непременным условием нашего спасения. Бог не  хотел, чтобы спасение человека происходило без его человеческих усилий, а  потому и  потребовал от  нас веры как непременного условия участия в  деле спасения. Бог не  может спасти человека без воли самого человека. Мы  должны прилагать все усилия для нашего спасения в  делах, в молитве, надеясь получить просимое. По  свидетельству святого Иоанна Лествичника, «Бог дарует больше, чем мы  просим. Мытарь просил отпущение, а получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в  Царствии, но  первый наследовал рай». Можно долго пребывать в  молитве и  не  видеть плода, но  «самое пребывание в  молитве есть уже приобретение; и  какое благо выше сего  — прилепляться ко  Господу и  пребывать непрестанно в  соединении с  Ним?» Соединяясь со  Христом, мы  воскресаем к  жизни вечной.

 
По теме
Помощник благочинного Приокского округа посетил Нижегородскую академию МВД России - Нижегородская епархия Текст Приокского благочиния Нижегородской епархии 27 марта состоялась встреча помощника благочинного Приокского округа Нижегородской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами прото
Нижегородская епархия
В Дивеевском благочинии православный психолог прочитала лекцию о воспитании детей - Нижегородская епархия Текст и фото Дивеевского благочиния Нижегородской епархии 26 марта в районном Доме культуры села Дивеево Нижегородской области состоялась встреча с православным психологом, драматургом, публицистом,
Нижегородская епархия
Переходи дорогу правильно - Газета Знамя ОГИБДД ОМВД России "Володарский" вместе с помощниками из отряда ЮИД и учениками 5 В класса школы № 1 провели информационно-пропагандистскую акцию "Перехожу дорогу правильно!",
Газета Знамя
Чем опасен алкоголизм - Газета Лукояновская правда Алкоголизм — это заболевание, поражающее человека медленно и незаметно для него и окружающих.
Газета Лукояновская правда
Миелома , также известная как миеломная болезнь или множественная миелома, является злокачественным заболеванием крови, который воздействует на плазматические клетки, ответственные за производство антител (и, соответственно,
ГБУЗ НО НОКОД
Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» - Администрация г. Дзержинск Дзержинский театр драмы стал лауреатом театрального фестиваля «Премьеры сезона» В Нижегородской области подвели итоги ежегодного театрального фестиваля «Премьеры сезона».
Администрация г. Дзержинск
Они родом из военного детства - Газета Знамя Уже более тысячи жителей Володарского округа стали обладателями нагрудного знака "Дети военного времени", ещё 500 человек получат его в самое ближайшее время.
Газета Знамя
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета День города. Нижний Новгород На минувшей неделе, в преддверии Дня работника культуры и Дня театра, состоялось вручение театральной премии «Нижегородская жемчужина» и других профессиональных наград работникам культуры.
Газета День города. Нижний Новгород